ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ КУРСА
(теоретические)
Методологические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества.
Методология – совокупность МД анализа окружающей действительности в зависимости от того, как человек анализирует действительность, будет зависеть его методология. Человек занимает 3 позиции:
1. материалистическая – мир познаваем, все, что окружает человека можно узнать и отразить свои впечатления по поводу узнанного.
2. идеалистическая – мир не познаваем, узнать его не возможно, можно узнать только чувства человека.
3. позиция агностиков – сомневаются по поводу познания и не познания мира.
Методология – мировоззрение человека. В понятие входят всеобщие законы познания и более частные методы познания (методы прикладных наук).
В философии есть отдельная наука – эстетика, которая изучает вопросы прекрасного и является основой художественного воспитания дошкольников.
Существует две методологические позиции для определения ведущей роли формы и содержания произведения искусства:
|
|
- формализм, т.е. прямо от формы над содержанием
- максимализм, т.е. прямое содержание над формой
Высокохудожественным считается то произведение, в котором форма максимально соответствует содержанию и раскрывает его.
Понятие о художественной деятельности.
Художественная деятельность – это деятельность, которая возникает на основе слияния основных четырех видов деятельности человека:
1. познавательная деятельность (ПД)
2. оценочная деятельность (ОД)
3. преобразовательная деятельность (ПрД)
4. Коммуникативная деятельность (КД)
преобразовательная | Материальная сторона (форма) | коммуникативная | ||
художественная | ||||
познавательная | Идея произведения, замысел. | оценочная | ||
В результате художественной деятельности появляется художественное произведение. Структура художественного произведения:
Материалы Разные | Появились конкретные формы | Язык – средство выразительности |
Художественный образ | ||
Предметный состав/сюжет картины | Продуман содержание картины | Чувства, эмоции, т.е. настроение |
Любое произведение искусства начинает создавать содержание. Задача художника подобрать такую форму, чтобы она могла понять содержание.
Виды художественной деятельности:
1 по видам искусства: изобразительная, музыкальная и художественная деятельность.
Специфика отражения действительности в разных видах искусства.
Искусствоведческие знания – это фундамент, без которого не возможно, создавать и воспринимать искусство. Ни один человек не может создать произведения, не имея знания о материалах и средствах изобразительности.
|
|
Искусство – одна из форм отражения окружающей действительности. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах. Обобщенное отражение жизни через ее конкретные типические явления – одна из главных черт художественного образа.
Средствами цвета. Пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни и образы человека.
Для произведений изобразительного искусства характерен выбор одного момента жизненного явления и передача его в художественных образах.
Скульптор в застывшей позе передает динамику движущегося тела.
Рисунок как средство выразительности изобразительного искусства. Особенности применения дошкольниками рисунка.
Рисунок это определенный результат деятельности человека с другой стороны средство выразительности. Функции:
1. - передача величины/размера, средство – линия, точка штрих.
2. - передача формы предмета, ведущее средство рисунка – линия, точка, штрих.
3. - передача движения
4. - передача основных частей предмета и дополнительных
5. - передача характерных частей предмета, индивидуальных особенностей.
6. - передача настроения: мимика, поза, фактура.
7. - передача фактуры предмета, т.е. характер покрытия: шороховатое, гладкое и способ передачи настроения.
8. - передача массы (закрашивание)
9. - передача объема (выделение)
10. - декорирование изображения за счет дополнительных деталей
11. - передача пропорций.
Изобразительная функция – изобразить предмет и передать внешние характеристики: 1,2,4,5,7,8,9,11.
Выразительная функция – передача настроения и эмоционального состояния: 3,5,6,7.
Декоративная функция – украшение изображения с помощью штрихов, точек: 5,7,10.
Композиционная функция – выделение главного: 1,3.
В графике функция рисунка использована в полном объеме. В живописи функции рисунка скрыты цветом и используются только на этапе наброска. В скульптуре рисунок и его функции применяются на этапе эскиза, а в готовом сооружении рисунок скрыт в объеме и материале. Аналогично в архитектуре. В декоративном – эскиз.
Цвет как средство выразительности изобразительного искусства. Особенности применения дошкольниками цвета.
Цвет – это определенная длина цветовой волны, которая влияет на глаз. Цвет имеет 4 функции и в разных видах искусства представлен по-разному. Функции цвета: - Изобразительная – отвечает за реальную окраску предметов. В реальной жизни цвет применяется: от характера освещенности, от времени года и суток, от заслоняемости другим предметом (от тени), от удаленности предмета от зрителя, от того какие предметы/явления находятся рядом (блики).
Все цвета можно разделить на теплые и холодные. Наука, которая изучает закономерности цвета в природе – цветоведение – и цветоощущение человека (химия, физика, биология, искусствоведение).
Цвета различаются по составу оттенков: чем больше синего, тем холоднее, чем больше желтого, тем теплее. Основные цвета делятся на основные и дополнительные. Три основных цвета: желтый, красный, синий. Основные цвета составные / дополнительные называются хроматические – это цвета, которые имеют цвет, окраску. Черный, белый, все оттенки серого – ахроматические цвета.
Насыщенность – количество краски на единицу площади.
Светлота – обозначает оттенки одного цвета, которые получаться в результате смешивания в результате смешивания белой/черной краски с основной.
Контрастные по тону – далеко друг от друга, они дисгармоничны, т.к. не создают ощущения равновесия, близкие по тону – рядом по цветовой гамме.
|
|
Каждый цвет можно представить в трех видах:
1. ассоциативный – по ассоциации, субъективное, т.к. вызывает разные ассоциации.
2. техническое название цвета по материалу, который используется для приготовления краски этого цвета. Не доступно для многих.
3. по цветовому тону, который применяется в цветоведении
Все цвета создают триаду цветов.
Выразительная – отвечает за передачу настроения за счет цветовой гаммы. Передача конкретного настроения в картине достигается путем сочетания цветов, т.е. с помощью колорита. Значит давая характеристику настроения нельзя называть отдельные цветовые тона, а надо давать характеристику колорита, т.е. характеристику цветового содержания.
красн | ||||
фиолет | оранж | |||
синий | желт | |||
голуб | зелен |
Характеристика колорита:
- по светлоте: темный или светлый
- по насыщенности, яркий или приглушенный
- по теплоте: теплый или холодный.
Таким образом, веселое настроение – это светлый, яркий, теплый, контрастные или близкие по тону. Страшное/мрачное настроение – это темный, яркий, близкие или контрастные по тону, холодные. Грустное/печальное – это светлый / темный приглушенный, близкий по цвету, холодные, теплые тона. Спокойное – это светлые приглушенные, близкие по тону, теплые тона.
Декоративная – с помощью цвета украшается произведение.
Композиционная – с помощью цвета выделяется сюжетно-композиционный центр.
Цвет в живописи играет основную роль. Художник максимально реально передает ведущие функции – изобразительную и выразительную.
В графике цвет особой роли не играет. И используется условно в иллюстрациях для детей, только основные цвета, без оттенков. Их цель дать общие представления и привлечь внимание.
В скульптуре цвет зависит от материала, который зависит от задумки. В архитектуре – декоративная украсить, композиционная – выделить детали. Декоративно прикладное искусство – ведущая декоративная функция – украсить.
Таким образом, цвет присутствует во всех видах искусства, но каждый вид искусства накладывает свои отпечатки.
|
|