double arrow

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности.

Существует три подхода к проблеме:

1 – традиционный подход:

Флерина. Суть: все виды изо деятельности связаны содержанием на одну тему – нарисовать, слепить, аппликация. Задача воспитателя накопить представления об окружающем, но есть темы, которые невозможно передать в лепке или аппликации. Флерина выделяла связь с жизнью, проанализировав работы детей, определила группы предметов: растения, животные, люди, транспорт, строения. Доказала, что в основе декоративного и сюжетного изображения лежит предметное изображение именно в рисовании.

Сакулина – попыталась расширить содержание изо деятельности и выделила циклы занятий в основе которых будут лежать не темы, а сенсорные признаки предмета – форма, цвет, размер, величина. Сенсорные признаки предмета:

1. передача признаков величины, цвета и соотношения разных форм предметов, отрабатывается на теме «Овощи и фрукты». Сначала лепка – объем, аппликация – масса, рисование – контур.

2. Изображение движения в воде, воздухе, на земле.

Определила связь изображения с сенсорными эталонами, но не предоставляется возможности планирования разных видов деятельности, т.к. нет последовательности в самих циклах.

Комарова – создала систему занятий по изо деятельности при стержневом типе занятий, т.е. сначала рисовать, затем лепить и аппликация.

2 – подход:

Лазарь – изучила взаимосвязь разных видов рисования в старших группах и доказала, что взаимосвязь предметного, сюжетного и декоративного рисования зависит от того средства выразительности, которым владеет ребенок больше всего. Определила два этапа обучения детей рисованию: 1 – овладение рисунком как средством выразительности, а цвет и композиция как дополнительные. 2 – овладение композицией, а цвет и рисунок как дополнительные.

Богатеева – доказала тоже самое, но на аппликации: овладевая декоративной аппликацией дети смогут создать и предметную и сюжетную. Овладевая декоративной аппликацией, влияет на рисование.

Курочкина – на лепке показала связь между сюжетной и декоративной лепкой.

3 подход:

Выявление взаимосвязи не в изо деятельности, а в художественной деятельности.

Вершинина – установила связь между разными видами художественной деятельности, считая ведущим освоение детьми искусствоведческих знаний, которое идет в процессе восприятия художественного произведения и влияет на создание детских рисунков. Доказано на материале живописных картин.

Вишнева – показала аналогичную взаимосвязь на восприятии скульптуры и лепки.

На сегодняшний день появилась возможность проводить не только традиционные занятия в рамках одного вида деятельности, но и комплексные и тематические занятия.

Взаимосвязь видов изо деятельности наиболее эффективна при условии сочетания занятий разного типа: одновидовые – лепка, рисование, аппликация. Тематические – сочетание разных способов изображения в передаче одной темы. Комплексные – все виды художественной деятельности.

Взаимосвязь может строиться на дополнении одних изо средств другими (рисование усиливает образную основу аппликации).

Взаимосвязь может быть разной по временным периодам: - аппликация предшествует рисованию (знакомство с формой, силуэтом), а рисование дополняет аппликацию.

Взаимосвязь поможет детям овладеть необходимыми навыками и умениями.

Взаимосвязь по тематическому принципу – одна тема выполняется разными средствами.

Установление взаимосвязи всех видов изо деятельности обеспечивает индивидуально дифференцированный подход к детям и учитывает возрастные возможности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: