double arrow

На аэродроме Ваенга, осень 1941 г

"Харрикейн" Б. Ф. Сафонова.

Hurricane Mk.II ВВС Северного флота Номер: 14 Май-июнь 1942 г. Камуфляж: серый/темно-зеленый/светло серый, кок винта - небесного цвета.
Художник: © Artur Juszczak Источник: "Hurricane in Foreign Service" by Miroslaw Wawrzynski. AJaKS - Ksiazki Militarne. (c) M.Wawrzynski. (c) AJaKS. ISBN 83-914521-0-7  


Hawker Hurricane) — британский одноместный истребитель времён Второй мировой войны, разработанный фирмой Hawker Aircraft Ltd. в 1934 году.

30 августа 1941 года Уинстон Черчилль предложилСталину в рамках программы военной помощи поставить 200 истребителей типа «Харрикейн»

"Харрикейны" были первыми боевыми самолетами союзников, прибывшими в СССР. 28 августа 1941 года 24 истребителя типа "Харрикейн" IIВ поднялись с палубы авианосца "Аргус" и затем приземлились на аэродроме Ваенга под Мурманском.

Всего в качестве британской военной помощи за 1941-1944 гг. в СССР приняли 3082 истребителя "Харрикейн". В основном это была модификация - "Харрикейн". Mk.IIA с 12 х 7,71-мм пулемётами "Браунинг".

.

Модификация Hurricane Mk.II

Размах крыла, м 12.19 Длина, м 9.81 Высота, м 3.99

Площадь крыла, м2 23.92 Масса, кг: пустого самолета 2566

нормальная взлетная 3422 максимальная взлетная 3649

Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce Merlin XX

Мощность, л.с. 1 х 1260

Максимальная скорость, км/ч 529 Практическая дальность, км 1480

Боевая дальность, км 740

Максимальная скороподъемность, м/мин 838

Практический потолок, м 11125

Экипаж 1

Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano или Oerlikon с общим боекомплектом в 364 снаряда или двенадцать 7.7-мм пулеметов в ранних модификациях.

Первые же случаи боевого применения "Харрикейнов" на фронте выявили большое количество недостатков. Больше всего нареканий вызывало вооружение "Харрикейнз" -8-12 пулеметов калибра 7,69 мм не наносили существенного ущерба бронированным немецким самолетам. Вот характерный пример: в январе 1942 г. три "Харрикейна" IIВ из 191-го полка 10 минут преследовали разведчик Юнкерc Ju 88, непрерывно поливая его огнем, но так и не сбили. Надежность работы вооружения также была невысокой. На холоде замки пулеметов, расположенных в крыле, часто замерзали, и самолет оказывался небоеспособным.

У этого истребителя обнаружились и вполне определенные достоинства. Несмотря на некоторую громоздкость самолет оказался прост и послушен в пилотировании. Невелика была нагрузка на ручку, эффективен триммер руля. "Харрикейн" легко и устойчиво выполнял различные фигуры, будучи вполне доступен летчикам средней квалификации, что было немаловажно в условиях военного времени.

Понравилась нашим пилотам и просторная кабина с хорошим обзором. Большим плюсом была полная радиофикация поступивших "Харрикейнов" (напомним, что на советских истребителях того времени передатчики полагалось ставить на каждый третий самолет, а в действительности и это не выполнялось). Но английские рации работали на батарейном питании (хотя на самолете устанавливались и аккумуляторы), и зимой, особенно на севере, их заряда хватало лишь на 1,5-2 часа работы, как их ни укутывали наши механики. Следует учесть, что значительная часть "Харрикейнов" прибыла в Советский Союз в конце 1941 - начале 1942 гг., когда ВВС нашей страны испытывали острую нехватку самолетов.

По сравнению с И-15бис и, тем более, с И-5, "Харрикейн" был чудом современной техники. Но даже с учетом всех плюсов итог был однозначен - "Харрикейн" значительно уступал истребителям противника - и старому Bf 109E, который еще оставался основным на северном участке фронта, и тем более новому Bf 109F. Поэтому после получения этих машин их начали переделывать по своему разумению, стараясь если не устранить, то хотя бы смягчить основные недостатки английского истребителя.

Уже осенью 1941 г. в 78-м иап по предложению его командира Б.Ф.Сафонова была произведена переделка полученных машин под советское вооружение. Вместо четырех "Браунингов" поставили два пулемета БК калибра 12,7 мм с запасом по 100 патронов на ствол и добавили два держателя под 50-кг бомбы.. 27 Февраля 1942 года Александр Кухаренко (сам Сафонов лежал тогда в госпитале после операции аппендицита), совершил первый вылет на переоборудованном «Харрикейне». Лиха беда — начало. Вскоре Сафонов решил заменить пару пулемётов на пушки ШВАК, затем — установить под плоскости направляющие для реактивных снарядов... Показав отличные организаторские способности, умение обучать и воспитывать подчиненных, Сафонов получил очередное воинское звание майор и значительно увеличил счёт сбитых вражеских самолётов.

 

В январе 1942 г. в 191-м иап на самолете Н.Ф. Кузнецова поставили две пушки ШВАК. Подобные работы проводились и в других частях, причем повсеместно монтировались по 4-6 реактивных снарядов РС-82. Нарекания вызывала и слабая бронезащита английского истребителя. Поэтому штатные бронеспинки часто снимали и заменяли советскими. Это сначала делали прямо в полках (на самолете того же Кузнецова, к примеру, поставили спинку от разбитого И-16), а затем и в заводских условиях при замене вооружения, о чем речь пойдет далее.

 

 

Вслед за "первыми ласточками" на судах северных конвоев стали прибывать контейнеры со все новыми "Харрикейнами". Всего за 1941-1944 гг. в СССР приняли 3082 истребителя этого типа.В основном это была модификация - "Харрикейн". Mk.IIA с 12 х 7,71-мм пулемётами "Браунинг".

.

Интересную информацию о бортовом номере на "Харрикейне" Сафонова можно найти в книге по истории 72-го ИАП: "Командир полка, Капитан Сафонов, был частым гостем во 2-й эскадрильи. В этом подразделении у него было много товарищей, с которыми он начинал службу на Севере. Его "десятка" часто стояла на "линейке" с истребителями этой эскадрильи".

Надо заметить, что Борис Сафонов неравнодушно относился к цифре "10". "Попал в "десятку" - было его частым и любимым выражением, если он хотел кого - либо похвалить или выразить своё удовлетворение чем либо. Не раз он восхищал сослуживцев своим непревзойдённым мастерством стрельбы из пистолета, неизменно попадая в центр мишени - в "десятку".

Не удивительно, что когда он возглавил истребительный полк, на борту его "Харрикейна" вскоре появилась эта цифра. Все последующие его самолёты имели только бортовой номер "10".

Из боевых донесений стало известно, что после одного из воздушных боёв Сафонову пришлось совершить вынужденную посадку на "Харрикейне". Это случилось 17 декабря 1941 года, когда 5 советских истребителей, ведомые командиром полка в районе линии фронта, встретили 7 Ме-109.

22 Декабря 1941 года он был награждён вторым орденом Красного Знамени, а 22 Января 1942 года — третьим. 78-м авиационным полком Борис Сафонов командовал недолго — 20 Марта 1942 года он был назначен командиром полка, в котором начал войну. К этому времени полк был переименован во 2-й Гвардейский. Китель аса украсила не только Золотая Звезда Героя, но и британская награда — 19 Марта 1942 года, в числе 5-ти советских лётчиков, Борис Сафонов был награжден высшей авиационной наградой Англии — орденом «Ди — Эф — Си» (Большой серебрянный крест за лётные боевые заслуги).

 

Возглавив 2-й Гвардейский истребительный авиаполк, подполковник Б. Ф. Сафонов стал летать меньше — много времени отнимало руководство боевой деятельностья подразделения, организационно — хозяйственные дела.

«TomaHawk» (Томагавк) или KittyHawk (КиттиХоук- это либо город в Северной Каролине, либо, дословно Ястреб Кити)?

О последнем самолёте североморского аса долгое время не было единого мнения. По одной версии это был Р-40С "Томагавк", по другой - Р-40Е "Киттихаук".

Это две из модификаций американского истребителя Кёртисс P-40 (Curtiss P-40) времён Второй мировой войны, разработанный корпорацией Curtiss-Wright.

Годы производства 1939-1944

Стоимость единицы 60 552 долларов США

поставлялись по программе ленд-лиза с конца августа 1941 по декабрь 1944, всего было получено 2425 шт. (2097 шт. из США и 230 шт. из Великобритании), их первое боевое применение имело место в ноябре-декабре 1941 года


http://wp.scn.ru/ru/ww2/f/375/1/0#13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: