Б.Ф. Сафонов в кабине “ P-40 “ ( последнее фото )

Вылетев во главе четвёрки Р-40, он привёл в район патрулирования только три самолёта — ведомый Сафонова А. Кухаренко возвратился назад из — за неполадок с мотором.

Находясь в воздухе, 3 советских лётчика, во главе с Сафоновым, обнаружили на подходе к конвою 6 вражеских бомбардировщиков Ju-88. Около 10:00 они стремительно атаковали врага.

 

В суматохе схватки советское звено распалось, и больше Сафонова никто не видел. В своём последне бою Сафонов сбил 2 самолёта, подбил 3-й, но и сам погиб. Он был первым из советских асов, кто уже в Мае 1942 года имел на боевом счету около 30 самолётов противника уничтоженных лично и группе с товарищами. Во многих изданиях число одержанных им побед приводится разное: от 25 (22 лично и 3 в группе) до 41, включая групповые.

Адмирал Головко, бывший в годы войны командующим Северного флота, приводит следующие цифры: 25 лично и 14 в группе. Вот что пишет по этому поводу бывший лётчик 2-го ГвИАП Николай Герасимович Голодников (на его счету 7 личных и 8 групповых побед): «Я думаю, он сбил больше, чем 22 немецких самолёта. Сафонов великолепно стрелял и, бывало, в одном бою сбивал по 2 — 3 машины.

Но у Сафонова было правило — “ больше одного сбитого за бой себе не писать ". Всех остальных он «раздаривал» ведомым. Хорошо помню один бой, он сбил 3 немецких самолёта и тут же приказ, что один ему, один — Семененко (Пётр Семененко летал ведомым у Сафонова) и один ещё кому — то. Петя встаёт и говорит: «Товарищ командир, да я и не стрелял. У меня даже перкаль не прострелен». А Сафонов ему и говорит: «Ты не стрелял, зато я стрелял, а ты мне стрельбу обеспечил!» И такие случаи у Сафонова были не единожды".

Причина гибели отважного лётчика до сих пор остается загадкой. Во многих изданиях приводятся разные версии — внезапная атака вражеского истребителя, огонь воздушного стрелка одного из «Юнкерсов» и отказ двигателя «Киттихаука». Наиболее вероятной считается последняя — о ненадёжности моторов этих самолётов было хорошо известно. Однако, при всём этом, хочется обратить внимание на воспоминания Леонида Ивановича Родионова, бывшего мичмана Северного флота, оказавшегося свидетелем гибели Б. Ф. Сафонова (по расписанию во время боевой тревоги Родионов находился на мостике одного из судов конвоя): - По рации ясно были слышны переговоры наших лётчиков с командованием конвоя.

Было отчетливо слышно, как Сафонов сообщил: «Сбил одного!», немного погодя: «Сбил второго!». Спустя несколько минут: «Подбил третьего!». И почти сразу же: «Мотор...». Это были последние слова, сказанные Сафоновым. Хорошо видно было, как его самолёт упал в море.

 

Командир бригады А. И. Гурин запросил у старшего офицера конвоя, а им всегда назначался англичанин или американец, разрешения послать один корабль на место падения самолёта. О том, что упал самолёт Сафонова, знали не только наши, но и старший конвоя, у него рация всё время была включенной. Однако разрешения на выход корабля из ордера не последовало. Запросили вторично, подчеркнули, что сбит именно Сафонов. И снова отказ...

По прибытии на базу к нам приехал командующий Северным флотом Адмирал Головко. Антон Иосифович Гурин доложил ему подробности гибели Сафонова и о запрещении старшего конвоя подойти к месту падения самолёта. Головко даже прослезился. «Послали бы вы этого американца подальше, — выдавил он. — Пусть бы не спасли, хотя бы прошли по тому месту, где он упал, у меня на душе было бы спокойнее»

 

Бытует мнение, что на американском самолёте "Киттихаук" стоял очень ненадёжный мотор "Аллисон" V-1710, который при работе на форсированном режиме быстро выходил из строя. В числе возможных причин гибели североморского аса, эта занимает первое место. Действительно, при работе на форсаже более 10 минут появлялась стружка, которая забивала фильтр "Куно", вследствие чего падало давление. При дальнейшей эксплуатации самолёта разрушался коренной подшипник коленчатого вала, и двигатель выходил из строя. По этой причине очень много "Томагавков" и "Киттихауков" простаивало в частях и в мастерских в то время, когда каждый истребитель был на вес золота.

Владимир Павлович Покровский, ныне полковник в отставке - боевой друг Б. Ф. Сафонова, участник его последнего, ставшего поистине трагическим, боевого вылета 30 мая 1942 года, рассказал очень много интересного о своём командире и, в частности, о его последней боевой машине - "Киттихауке".

Владимир Павлович подтвердил тот факт, что на истребителе Сафонова стояла мощная радиостанция.

Б. Ф. Сафонов в кабине P-40E. Май 1942 годы. Аэродром Ваенга.

В полёте он постоянно держал свяь с КП полка, а у его ведомых - В. П. Покровского и П. И. Орлова, стояли радиостанции другого типа, которые работали на другой волне и поэтому "не слышали" в полёте своего ведущего. В отношении камуфляжа он сказал, что командирский самолёт был однотонным, светло - синего цвета, в то время как другие машины в полку были камуфлированы.

Вероятно, сафоновский Р-40Е имел серо - голубую окраску (Blue - Grey) и предназначался для морской авиации США, что в общем-то объясняет наличие на истребителе мощной радиостанции. По имеющемуся документальному фильму о Сафонове, в котором запечатлён его самолёт, была сделана попытка воссоздать внешний вид "Киттихаука", опубликованный в журнале "Мир Авиации" (№ 1 за 1995 год). Там же были представлены проекции истребителя И-16 с надписями на его бортах "За Сталина!" и "Смерть фашистам!".

 


 

Как знать, не стал бы Сафонов советским асом номер один в Великой Отечественной, не оборвись его военная судьба так рано. В морской авиации его уважали после войны безмерно.

Например, 2-й гвиап, которым он командовал, в 1948 году стал 174-м гвардейским Печенгским истребительным авиаполком имени Б.Ф.Сафонова. Один из перехватчиков МиГ-31, до недавнего времени стоявший на вооружении этого полка, носил собственное имя «Борис Сафонов». С 2006 года самолет стоит в музее ВВС Северного флота в поселке Сафоново на Кольском полуострове.

МиГ-31 «Борис Сафонов» 458-го Гвардейского Полоцкого ордена Суворова III-ей степени истребительного авиационного полка. Котлас, 2008 г. Фото: Дмитрий Пичугин

 

Борис Сафонов - первый из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. К этому высокому званию отважный лётчик-истребитель был представлен Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года - за три дня до своего последнего боевого вылета.

14 июня 1942 года Борису Сафонову было вторично присвоено звание Героя Советского Союза. Сафонов стал первым в СССР, кто получил золотую звезду дважды именно во время войны.

Он был первым из советских лётчиков, кто уже в мае 1942 года имел на боевом счету 30 самолетов противника уничтоженных лично, и еще 3 в групповых боях. Награждён орденом Ленина (16.09.1941 г.), тремя орденами Красного Знамени (14.07.1941 г., 22.12.1942 г., 22.01.1942 г.) и высшей авиационной наградой Великобритании - орденом "Ди-Эф-Си" - "Большой серебрянный крест" (19.03.1942).

Дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов навечно зачислен в списки 2-го гвардейского Краснознамённого авиаполка ВВС Северного флота, который носил его имя (к сожалению, в начале марта 2002 г. "сафоновский полк", расквартированный в городе Мончегорске Мурманской области, - расформирован…).

Медаль и премия имени Б.Ф. Сафонова учреждены Международной общественной организацией бывших военнослужащих "Марс - Меркурий". По согласованию с командованием Морской авиацией ВМФ РФ медалью и премией награждается ежегодно лучший летчик Морской авиации ВМФ за укрепление ее боевой мощи и высокое летное мастерство. 4 марта 2002 года этой награды впервые был удостоен Герой России генерал-майор Апакидзе Т.А. (посмертно).

В декабре 2005 года Указом Президента РФ единственному в Военно-Морском Флоте России корабельному истребительному авиационному полку военно-воздушных сил Краснознамённого Северного флота, взлётной и посадочной полосой которого является палуба тяжёлого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", присвоено имя дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: