double arrow

Curtiss_P-40E_KittiHawk Б. Сафонова

 

 

 

Широко использовавшийся советскими ВВС в годы Великой Отечественной войны американский истребитель Кертис Р-40 (разные варианты которого более известны у нас под английскими названиями "Томагаук" и "Киттихаук") не заслужил в Советском Союзе столь большой популярности как, скажем, "Аэрокобра", прекрасной рекламой которой стали испещренные звездочками воздушных побед машины Покрышкина и его соратников. Р-40 остался в тени своих более удачливых собратьев. О применении этого самолета нашими союзниками написано много, о действиях же их на советско-германском фронте - гораздо меньше.

Одномоторный цельнометаллический истребитель Р-40 был запущен в серию весной 1940. Особенно высокими характеристиками он не отличался, но был прост, надежен и технологичен в производстве, что и требовалось бурно растущей американской военной авиации. Спешно укрепляющие свои ВВС Англия и Франция также дали на него свои заказы.

Первая партия самолетов была отгружена из США вместе с другими военными материалами для СССР в сентябре 1941. Это еще не было ленд-лизом, который начал распространяться на СССР только с ноября - самолеты были куплены в Америке за золото. В эту партию входили 20 Р-40 самых первых серий (без всяких буквенных индексов), которые к этому времени использовались американцами только для учебных целей и один Р-40G - переделанный Р-40 с крылом от Р-40С (с четырьмя дополнительными пулеметами).

Параллельно из Англии с первыми конвоями, шедшими в Архангельск, отправили в виде военной помощи свои "Томагауки IIВ", аналогичные Р-40С, но несколько отличавшиеся по оборудованию и с крыльевыми пулеметами английского калибра 7.б9мм. Английские и американские самолеты начали собирать на площадке в 25 км южнее Архангельска с помощью английских техников и американских летчиков-инструкторов, а затем перегоняли в Вологду.. Всего в нашу страну прибыло 146 "Томагауков IIВ" из Великобритании и еще 49 в счет английских обязательств были отгружены прямо с завода "Кертис" в Буффало.

Наши летчики оценивали "Томагаук" в целом выше, чем английский "Харрикейн", который действительно уступал американской машине по всем основным показателям, кроме взлетно-посадочных характеристик. Однако, все были согласны с тем, что эта машина много хуже и современных советских и немецких истребителей. Недостаточная скорость и плохая скороподъемность рекомендовали ее не лучшим образом. Отмечались и положительные качества - удобная кабина с хорошим обзором, фонарь хорошей прозрачности с устройством аварийного сброса, неплохое вооружение - секундный залп "Томагаука IIB" почти вдвое превышал таковой же у МиГ-3. Маневренность на горизонталях была хуже, чем у всех советских и немецких истребителей, но лучше, чем у "Харрикейна"

Особенно выделялась значительная по советским меркам дальность полета - до 1100км. Мотор "Аллисон" при работе на пониженных оборотах и бедной смеси отличался хорошей экономичностью и самолет мог долго держаться в воздухе. Это позволяло эффективно использовать "Томагаук" как истребитель сопровождения и для полетов над морем.

Положительно оценивалась также прочность и надежность планера самолета и хорошая зашита летчика - бронестекло на наших истребителях тогда почти не применялось.

Немаловажно было и то, что самолет был вполне доступен летчику средней квалификации, устойчив и "предупредителен" в полете. Известен случай, когда в 1942 приемщик майор Н.И.Храмов а Архангельске за несколько часов ознакомился с "Томагауком" и взлетел на нем, выполнив комплекс фигур высшего пилотажа.

Заслуженно высоко оценивалась прочность и живучесть машин. Свидетельством этому многочисленные удачные тараны, совершенные советскими летчиками на "Томагауках" и "Киттихауках".

С начала 1942 параллельно с "Томагауками" в СССР начал поступать их усовершенствованный вариант - "Киттихаук I" (Р-40Е). Поскольку на западе Р-40 использовался в первую очередь как штурмовик, то и совершенствование машины шло именно в этом направлении: усилили бронезащиту, ввели бомбовую подвеску, увеличили скорость (за счет улучшения аэродинамики и более мощного двигателя) и дальность. Но все это подняло вес истребителя и закономерно ухудшило скороподъемность, снизило потолок, увеличило время выполнения виражей, длину разбега на взлете и особенно пробега при посадке.

В основном поступали модификации "Киттихаук I" и "Киттихаук IА", выпускавшиеся на экспорт в Англию, в том числе и тропические варианты с мощными "пустынными" фильтрами. В большинстве случаев в СССР эти фильтры снимали (например в 154-м полку), так как они увеличивали аэродинамическое сопротивление, но кое-где они успешно применялись, в частности, на песчаных аэродромах Заполярья.

У нас старались в первую очередь использовать плюсы этого самолета - мощное вооружение (хотя по секундному залпу Р-40Е несколько уступал немецкому FW190А-3 и английскому "Спитфайру VС", но тем не менее превосходил и "Мессершмитт Bf-109f", и американский Р-39D), большую дальность и продолжительность полета, живучесть, хорошее по советским меркам того времени радио- и приборное оборудование. Поэтому "Киттихауки" применяли там, где эти качества можно было реализовать - в ПВО, для бомбовых и штурмовых ударов, для сопровождения и разведки.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: