Тема 5. Понятие и структура рынка

 

1. Рынок.

1.1. Место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

1.2. Экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

2. Виды рынков: сырья, материалов, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, капитала, труда, валюты, ценных бумаг, рабочих мест, рабочей силы, информационного продукта, интеллектуального продукта.

3. По масштабам охвата территории рынки подразделяют на: мировые, зональные, региональные, страховые.

4. Применительно к стране выделяют – рынки внутренние и внешние.

5. По уровню конкуренции рынки подразделяют на: свободные (высококонкурентные, монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые)).

6. Различают рынки легальные и теневые.

7. Рынки ценных бумаг подразделяются на первичные и вторичные (перепродажа ценных бумаг).

8. Рынок аграрный – рынок сельскохозяйственной продукции.

9. Спрос – фундаментальное понятие, суть которого заключается в желании, подкрепленном денежной возможностью, приобрести какой-либо товар, заказать работу и получить услугу.

Спрос характеризуется величиной, т.е. желанием покупателя приобрести определенное количество товара по конкретной цене в конкретный период времени.

10. Спрос индивидуальный – спрос одного индивидуума.

11. Рыночный спрос - спрос на данном рынке.

12. Совокупный спрос – спрос на данный товар на всех рынках данного вида.

13. Предложение – желание, стремление производителя (продавца) предложить к продаже свой товар. Количественно измеряется величиной, объемом предложения.

14. Величина предложения отражает количество товаров и услуг, которое производитель желает и может продать по данной цене в данный временной период.

15. Эластичность – мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.

16. Эластичность замещения – соотношение затрат замещающих друг друга факторов производства, при неизменном объеме продукции. Оно определяет на какую величину надо увеличить затраты одного фактора, при снижении затрат другого на единицу.

17. Эластичность спроса и предложения – чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах) изменением величины спроса и предложения при изменении цены на один процент.

18. Конъюктура рынка – экономическая ситуация, складывающаяся на рынке. Она характеризуется уровнем спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, валютного курса, заработной платы, дивидендов, динамикой производства и потребления.

19. Конъюктура мирового (российского) рынка - условия продажи на мировом (российском) рынке, уровень спроса, предложения, цен на этих рынках, тенденции их изменения.

20. Закон стоимости – отражает затраты общественно-необходимого труда, овеществленного в товаре. Затратный подход к ценообразованию (закон стоимости – это закон цен) исторически самый старый и самый надежный. В его основе лежит такая реальная категория, как затраты предприятия на производство.

При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и возможный масштаб производства. При росте масштабов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции, и величина средних затрат на ее выпуск. То есть экономист должен ориентироваться не только на затраты, но и на спрос и на предложение.

21. Закон предложения. Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товара; и наоборот, если цена на данный товар снижается, то его производство и продажа на рынке также снижаются.

22. Закон спроса – закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях. И, наоборот, со снижением цены спрос на товар растет.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: