Транспортные операции обычно рассматриваются в неразрывной связи с торговыми сделками в качестве средства их реализации. В то же время транспортные операции, являясь самостоятельным видом предпринимательской деятельности, имеют специфические особенности и свою проблематику маркетинга. В настоящее время на рассматриваемом транспортном предприятии отсутствует штатный маркетолог. В связи с узкой специализацией организации на перевозках строительных грузов внутри страны взаимодействие с клиентами и маркетинговое продвижение, а также разработка маркетинговых мероприятий входит в должностные обязанности двух специалистов:
- главный экономист (возглавляет отдел планирования, МТС и делопроизводства);
- начальник отдела эксплуатации (возглавляет отдел перевозок и маркетинга).
Одним из ключевых инструментов маркетинга являются маркетинговые исследования, которые помогают специалистам в дальнейшем разрабатывать стратегию действий на рынке по результатам данных исследований.
Основные направления маркетинговых исследований на транспорте можно сформулировать следующим образом:
- маркетинговое обследование экономики районов тяготения транспортных предприятий и определение потребительского спроса на транспортные услуги по объему, направлениям, сегментам рынка и качеству транспортного обслуживания;
- комплексное изучение и анализ транспортного рынка, конкурентов, размещения производительных сил и анализ транспортной обеспеченности регионов, предприятий и населения;
- анализ собственных ресурсов и издержек, разработка и внедрение новых видов услуг, техники и технологий, определение потребных инвестиций.
Однако штатными специалистами организации глубокие исследования не проводятся. В связи с этим возникает необходимость передачи маркетинговых исследований на аутсорсинг.
При передаче маркетинговых исследований на аутсорсинг обычно прибегают к услугам специализированных исследовательских компаний. Они имеют ряд преимуществ по сравнению со штатными специалистами:
- наличие узких специалистов и специфического опыта, в том числе методического;
- объективность исследований (независимость сторонних исполнителей);
- сроки проведения исследований (как правило, собственные отделы исследований всегда работают медленнее, чем независимые компании);
- возможность оперативно привлекать к работе дополнительный персонал.
Таким образом на аутсорсинг будет передано два объекта исследования: потенциальный рынок и результаты деятельности предприятия. Исследования могут быть разовыми (потенциальный рынок) и проводится по запросу организации либо периодическими (результаты деятельности предприятия), выполняемыми регулярно для оценки работы организации. В таблице И.1 представлен график выполнения аутсорсинговых маркетинговых исследований по годам проекта. В первый год реализации проекта после обращения в исследовательскую компанию будет проведено исследование результатов деятельности предприятия, его маркетинговой стратегии, позиционирования на рынке транспортных услуг, а также исследованы сильные и слабые стороны предприятия; будут даны рекомендации руководителям отделов и организации в целом для совершенствования маркетингового позиционирования и проведено комплексное исследование рынка.
Таблица И.1
График выполнения маркетинговых исследований по годам
мероприятия | Периоды | итого | |||||||||||||||
кварталы | кварталы | кварталы | кварталы | ||||||||||||||
Исследование потенциального рынка | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
Исследование результатов деятельности предприятия | - | - | - | - | - | - | - | - |
Исследование рынка транспортных услуг показало, что одна из организаций, занимающихся перевозкой керамзитового гравия, исчерпала возможности перевозки продукции собственным транспортом и находится в поисках перевозчика. Эта организация также работает в Гомельской области с теми же строительными площадками, однако из-за необходимости найти перевозчика в сжатые сроки; их тариф на перевозку составляет 1,5 руб/км с НДС и потребность в перевозках в 250000 тонн в год.
Рассматриваемая в работе организация могла бы работать с этим новым клиентом, однако ее мощности полностью загружены. В результате руководителем было принято решение пересмотреть договор с текущим клиентом, уменьшить его долю в грузообороте компании, и заключить договор на перевозку с новым клиентом. В результате односторонних изменений условий действующего соглашения организация обязана однократно выплатить своим клиентам штраф в размере 250 базовых величин. Новое соглашение начинает действовать с 1 квартала 2018 года, штраф выплачивается в 2017 году.
С исследовательской компанией по результатам работы в первом году был заключен договор на постоянное проведение исследований результатов деятельности организации. Они выполняются дважды в год, в первом и третьем кварталах.
Также для внедрения результатов маркетинговых исследований, их анализа и контроля различных маркетинговых мероприятий необходимо нанять 1 штатного маркетолога в отдел перевозок и маркетинга на 0.5 ставки с 1 квартала 2017 года.