Венцом идеалистической диалектики является философия Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в городе Штутгарте в семье чиновника — секретаря казначейства. Семья принадлежала лютеранскому вероисповеданию, и Гегель всю жизнь гордился своим лютеранством и очень высоко ценил его основателя Мартина Лютера. Среднее образование Гегель получил в штутгартской гимназии. Уже в гимназические годы проявляется довольно обостренный интерес Гегеля к истории духовной культуры и к истории вообще. Об этом, в частности, свидетельствуют его дневниковые записи, статьи-рецензии и курсовые работы тех лет. Гегель проявляет здесь поразительную для его возраста наблюдательность и проницательность. Гегель-гимназист — ярко выраженный сторонник и представитель Просвещения. В просвещении он видит залог прогресса, залог демократии, поскольку низшие слои населения могут стать политически активными и самодеятельными, только будучи просвещенными.
Основой всего существующего у Гегеля выступает некий «Мировой разум», который он называет Абсолютной идеей или Мировой душой. Абсолютная идея - основное понятие философской системы Гегеля. В ней содержится некая духовная энергия, которая изначально присутствует в мире в качестве духовной субстанции. Именно она придает миру органическую целостность и динамику, задает логику его развития. В свернутом виде она содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления.
Мировой разум мыслит. Мысль всегда есть процесс и она существует только пока действует. Логика мышления мирового разума ведет к образованию системы понятий, в соответствии с которой он создает природу, а затем и человека. Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т.е. постижимо в понятиях. Мир разумен, потому что он создан разумом. Природа есть царство «окаменевших понятий». Человек наделен способностью мыслить по тем же логическим (канонам, что и абсолютная идея). Абсолютная идея имеет своей конечной целью познание самое себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Цель существования человека – познание абсолютной идеи.
Изучая разумно устроенную природу и я самого, Гегель постепенно познает логику деятельности абсолютной идеи, она (идея), таким образом, с помощью человека познает себя. Человек - лишь орудие во власти мирового разума, хотя он этого не осознает. Ход мирового развития в основе своей обусловлен движением абсолютной идеи, которая стремится в процессе превращений к самой себе как к цели. Конечный результат уже дан в начале (система Гегеля консервативна). Абсолютная идея в своем развитии проходит ряд последовательных ступеней, соответствующих трем частям гегелевской философской системы.
Первая ступень - логика - представляет чисто логический процесс становления абсолютной идеи: в ней дается систематическое изложение всех категорий мышления в их взаимной связи и движении от простых к сложным. Каждая категория (понятие) обладает вполне определенным содержанием и предполагает наличие своей собственной противоположности. Мышление способно выявленные противоречия разрешать посредством перехода к новому понятию. Противоречие - движущая сила системы и всякого развития. Процесс развития триедин: тезис - антитезис - синтез.
Вторая ступень - природа - в системе Гегеля представляет «инобытие» абсолютной идеи. На этой ступени идея «отчуждает» сама себя и развертывается в телесной (материальной) оболочке, т.е. природе. Человек - завершение круга природы, в нем ее оболочку прорывает дух.
Третья ступень движения абсолютной идеи - идея в духе. Идея в духе - есть философия культуры. Дух в своем саморазвитии также проходит три ступени: субъективный дух (индивидуальное сознание), объективный дух («объективация» духа в форме права, морали, семьи, государства), абсолютный дух (формы общественного сознания - искусство, религия, философия). Трем ступеням восхождения идеи соответствуют три работы Гегеля - «Наука Логики», «Философия природы», «Философия духа». Вместе они составляют «Энциклопедию философских наук».
Поскольку вся действительность и история культуры пронизаны разумом и закономерны, - человек обладает возможностью их познания. Задача философии - вооружить познание методом. Свой метод Гегель назвал диалектическим, рассматривая диалектику как логику идей, как восхождение от абстрактных идей к все более конкретным. Диалектика идей выступает как редуцирование - вывод одних идей из других. В исходной идее (Мировом разуме), согласно Гегелю, в свернутом виде представлена вся исторически развивающаяся действительность. Идея содержит все свои противоположные определения, поэтому она внутренне противоречива - диалектика как движение идей также, по сути своей, есть противоречие.
В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.
Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.
Три закона диалектики (суть истории развития).
1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества; личинка-бабочка, аграрное обество-индустриальное-информационное).
2. Закон отрицание отрицания. сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода – лед, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности взаимодействуют, то есть борются (насекомые-птицы, феодалы–крепостные крестьяне).
Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.






