Член совета улемов ДУМРБ

Наиб-имам Ишимбайской мечети:

Хафизов Ильшат

Глава I. 

Нормы одежды мусульманки на улице и перед посторонними мужчинами

 

В настоящей главе в краткой, но детальной форме излагается ряд необходимых, канонически обязательных положений, предъявляемые к женской одежде императивами Корана и сунны. Одежда, в которой женщина-мусульманка может показываться на улице перед посторонними мужчинами, иначе являющимися потенциальными её женихами, которые не связаны узами родства, препятствующие возможности для заключения брачного союза

1. Одежда должна прикрывать все части тела, кроме лица и кистей рук, оговоренных Преславным Кораном. Ибо сказано Всевышним: «И скажи женщинам верующим, чтобы потупляли они взоры свои и охраняли чресла свои. И чтобы не выставляли напоказ красоту свою, кроме лишь того, что видно. И пусть прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди» [1]. В словах «кроме лишь того, что видно» оговаривается лицо и кисти рук, в соответствии с комментариями крупнейших авторитетных учёных таких как: Ибн‑‘Аббаôс, Ибн‑‘Умар, ‘Ата Ибн‑Абу Раббаôх, ‘Икрима, Макхуôль ад‑Димашкий, аль‑Хасан Ибн‑Мухаммад Ибн‑аль‑Ханафийа [2], что, помимо прочего, подтверждается и многочисленными доказательствами, о которых чуть позже, в надлежащей главе.

2. Одежда не должна быть привлекающей, соблазняющей. Ибо для мусульманки недопустимо показывать красоту свою (кроме оговоренной части), не иначе как перед теми, за кого она, в силу родственных уз, не может выйти замуж: «И чтобы не выставляли напоказ красоту свою».

В комментариях известного толкователя Абу аль‑Фидаô Ибн‑Кясиôра к аяту «И пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения» [3] значится следующее: «В доисламское время, когда женщина шла по дороге, а в ногах её были незвучные кольца (араб. хальхаôль — украшение в виде кольца, одеваемые женщиной на ногу), которых не было слышно, она била своими ногами о землю так, что мужчины слышали [издаваемый] им звук. Верующим же женщинам Аллах запретил подобное этому». Звук, издаваемый этими кольцами, относится к неявной красоте, но вместе с тем предписано его скрывать, что, разумеется, в большей степени относится к одежде, содержащей элементы соблазна или являющей собой не что иное, как украшение.

3. Одежда не должна быть прозрачной, просвечивать, облегать и вырисовывать очертания фигуры. «Две группы людей среди повергнутых в Ад, которых я не видел. Люди с бичом как у коровы хвост, которым они бьют других и женщины одетые и [вместе с тем] обнажённые, с раскачивающейся [походкой] и ввергающие в соблазн. Они не войдут в рай и не вдохнут аромата его, благоухающего на расстоянии…» [4]

Комментируя этот хадис, Ибн‑Абд аль‑Барр писал: «Значение слов “одетые и [вместе с тем] обнажённые” в том, что он имел в виду тех, кто облачается в тонкую одежду, в ту, что облегает, не прикрывает. О них только говорят, что одеты, но в действительности они обнажены».

Яснее других слов передает смысл сказанного рассказ Усаôмы Ибн‑Зайда аль-Кальбийа: «Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует!) подарил мне кубтыйу [5], из тех, что дал ему Дихьят аль-Кяльбий. Я же отдал её своей жене. “Что же ты не одеваешь кубтыйу?”— спросил меня после пророк. Я сказал: “О посланник Аллаха! Я оставил носить её своей жене”. — “Значит, вели ей одевать под неё что-нибудь, так как боюсь, что [одежда эта] может обрисовать очертания её фигуры”».

То, как следует одеваться и примерно во что, наглядно показала Аиша, порвав платок, по своим качествам не отвечавший необходимым требованиям одежды, который не скрывает или просвечивает то, что находится под ним.

Умму Алькама Ибн‑Абу Алькама рассказывала: «Когда к жене пророка Аише пришла Хавса бинт Абдурахман, одетая в легкий (ракыôк) головной платок, Аиша разорвала её платок и подарила ей другой из плотной (касиôф) [ткани]» [6].

4. Одежды [7] не должны касаться благовония, ароматические масла, духи и т. п. Общие положения о запрете исходят, например, из следующих слов Всевышнего Аллаха: «И не украшайтесь, как украшались во времена невежества» [8], а также приводимая ранее часть коранического текста: «И чтобы не выставляли напоказ красоту свою…» Существуют и достоверно установленные свидетельства, в частном порядке запрещающие использование ароматической составляющей для женщин в общественных местах: «Женщина, прикоснувшаяся к ароматическим маслам (бухуôр), не должна присутствовать с нами на ночной молитве» [9]. «Женщина, употребившая ароматические масла (‘итр), дабы обратить на себя внимание мужчин — прелюбодейка» [10]. «Если кто-то из вас, женщин, [решит] присутствовать на ночной молитве (в другой редакции хадиса: “…в мечети”), то пусть не душится этим вечером» [11].

5. Одежда должна быть характерной женскому, а не мужскому стилю. Походить и соответствовать во всём или частично (иными словами, в одежде, формах общения и поведения) мужчинам — величайший грех. Осудительное отношение Ислама к этому в однозначно и категоричной форме высказанное пророком (да благословит его Господь и приветствует!) отражено в нескольких хадисах, в редакции Аиши, Абу Хурайры и Ибн‑‘Аббаôса (да будет Всевышний ими доволен!) «Проклял посланник Аллаха женщин, старающихся походить на мужчин» [12].

6. Одежда не должна быть свойственной или содержать элементы, предопределяющие одежду иной конфессии. Так как форма одежды одна из главных внешних черт практически любой конфессии, которая выделяет их из множества иных других, и внешнее сходство, если уже не явилось результатом внутренней родственности, постепенно формирует в душе человека характер и образ жизни, свойственные тем, кому подражает, тем, с кем он схож внешними атрибутами. Пророк наказывал, говоря: «Не походите на многобожников!», а авторитетнейший учёный Ибн‑аль-Кайим, в комментарии к хадису замечал: «Запрет походить на людей Писания и иных неверующих [отмечается] во многих местах. Ибо, внешнее сходство — это начало (зариô’а) для сходства внутреннего, и если образ [жизни] сроднен, то и сердца будут близкими» [13].

Как частный случай сказанного можно рассматривать христианскую символику — крест. «Пророк,— рассказывала Аиша,— не оставлял в своём доме ничего, что содержало кресты, не удалив [14] их» [15]. Дифра, мать Абдурахмана Ибн‑Узейна, рассказывала: «Когда мы вместе с Аишей совершали таваф вокруг Дома (Каабы — Прим. перев.), она завидела женщину, одетую в платье, на котором был крест, и сказала ей: “Выброси это, потому как пророк, если видел нечто подобное этому, стирал его”» [16].

7. Одежда должна быть сшита из чистой (не содержащей скверны) и разрешенной ткани. Иными словами, материал одежды, обуви и т. п. не должен относиться к свиной шкуре, которую не очистить ни дублением, ни выделкой, ни иными способами обработки. Запрещена также к использованию шкура хищных зверей. «Не садитесь на шёлк и шкуру тигра» [17]. Как объясняют учёные, в хадисе нет рестрикции, ограничивающий запрет на пользование только шкурой тигров, который приведён лишь в виду его широко распространённому применению.

Не разрешена и кожа мертвечины без соответствующей процедуры дубления и обработки.

8. Отсутствие излишества в одежде. «О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни молились; ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь Он не любит излишествующих!» [18] Запрет на излишество распространяется на все области жизни, к чему относится и одежда, о чём свидетельствует и рассказ Абдуллы Ибн‑‘Амра Ибн‑аль-‘Аäса. «Ешьте, пейте, давайте милостыню и одевайтесь, но только не излишествуйте и не возноситесь» [19]. Излишество, как поясняется в словаре Ибн‑аль‑Асиôра, — это расточительство, неумеренное употребление без необходимой потребности или [использование] в нарушении [шариатских норм] [20].

9. Одежда не должна использоваться для проявления хвастовства и тщеславия. «И не ходи по земле горделиво! Воистину, Аллах не любит надменных и хвастунов» [21]. «Не войдёт в рай тот, в сердце которого высокомерия хотя бы на вес пылинки». — Но сказанное не запрещает носить красивое и прекрасное: — «[Некий] мужчина спросил: “[Как быть, если] человек любит, чтобы одежда и обувь его были хорошими?” Пророк ответил: “Воистину, Аллах красив и любит красоту! Высокомерие же — это неприятие истины [из гордости] [22] и третирование [23] людей”» [24]. Но не стоит упускать из виду, что одежда, в случае, когда являет собой фактор, приводящий — в частном порядке — к зарождению в сердце высокомерия и надменности, считается недозволенной.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует!) также не дозволял облачаться в одежду, которую носят с целью выделить себя среди других, произвести впечатление на окружающих, иными словами, одежду, которая является показной и рассчитана на чисто внешний эффект: «В День Воскресения носящего одежду, которая выделяет его (саубу-шухра), Аллах облачит в одежду, которая унизит его» [25]. Имам аш‑Шаукаôниô в своём многотомном труде по мусульманскому праву «Нейль аль‑аутаôр» цитирует Ибн‑аль‑Асиôра, составителя известного словаря редких языковых единиц, употребляемых в хадисах, который поясняет слово «шухра» следующим образом: «Шухра — [означает] становиться явным. [В хадисе] имеется в виду, что об одежде его становится известно многим, из-за отличия в её цвете (стиле, фасоне), и тем самым обращающей на себя взор людей, а он кичится этим перед ними, прельщённый своим тщеславием и гордостью» [26].

Выделиться и обратить на себя внимание можно не только богатым и дорогим пошивом своего гардероба, но и, как это ни странно, недорогой и скудной одеждой с целью показать свой «аскетизм» и «благочестие». И если таково намерение и цель человека в выборе своей одежды, то пусть знает, что «Бахваля-щийся тем, чего лишен, подобен носящему одеяния лжи» [27].

Сюда можно отнести также одежду, которая не соответствует «времени» и «месту». Аль‑Хусайн Абдурахман рассказывал: «Зубайд аль‑Йамиô носил бурнуñс [28], и я слышал, как Ибрахим упрекал его за это. Я, было, тогда спросил у него: “Ведь люди ранее одевали его?” — “Верно. Но давно прошло то время, когда это носили, и кто-либо одевший это сегодня — выделит себя, из-за чего на него станут показывать пальцами”» [29]. Ибрахим аль‑Нахаи, известный авторитетнейший учёный, упрекает Зубайда аль‑Йамиô за его выбор носить одежду, которую уже никто не носит. И хотя в своё благословенное время бурнус был весьма распространён, то теперь стал не свойственен той среде и обществу, в котором он находился. А в книге «Гыза’ аль‑альбаôб» ас‑Сафаôриниô упоминает примечательный случай об имаме Ахмаде, который, увидев человека в плаще с перемежающимися белыми и чёрными [цветами], сказал ему: «Это не запрещено, но сними это и одень то, что носят в твоём городе. Я не упрекнул бы тебя, если бы ты так оделся в Мекке или в Медине» [30].

 

 

Глава II. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: