double arrow

Доказательство первое, кораническое.

 

Мы вновь возвращаемся к упоминавшемуся неоднократно в предшествующих главах аяту, обязывающему женщину не раскрывать своих “украшений”, но исключающему, однако, из этого атрибута видимую часть или, выражаясь словами коранического текста: «кроме лишь того, что видно» [45].

В соответствии с комментариями крупнейших авторитетных учёных под оговорённой частью понимается лицо и кисти рук. В частности, об этом говорили:

Ибн‑‘Аббас: «Кисть и лицо». См.: Ибн‑Абу Шейба. Св. х., т. 3, стр. 546; Ибн‑Джариôр. Комментарии к Корану, т. 18, стр. 93.

Абдулла Ибн‑‘Умар: «Видимая красота (или: украшение) — это лицо и кисти рук». См.: Ибн‑Абу Шейба. Св. х., т. 3, стр. 546.

Утверждение Ибн‑Мас’уôда несколько отличается, ибо он истолковывал это как одежду. См.: Ибн‑Джариôр. Комментарии к Корану, т. 18, стр. 92.

Без видимых доказательств и обоснованности своего подхода некоторые учёные, в частности ат‑Тувайджариô, решили отдать предпочтение мнению Ибн‑Мас’уôда, совершенно игнорируя слова и мнения двух не менее крупных сподвижников, известных своими широкими взглядами и глубиной познания. Так в своей книге «Ас‑саôрим аль‑машхуôр» ат‑Тувайджариô пишет: «Мнение Ибн‑Мас’уôда, а также тех, кто в этом с ним солидарен, [является] верным в понимании аята, так как оно подкрепляется [контекстом] аята из суры “аль‑Ахзаôб”: “О пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих [мужчин], пусть они сближают на себе свои покрывала. Так их будут легче узнавать, и не подвергнут оскорблениям…” [46]. Чуть позже мы прокомментируем этот аят. [Подкрепляется это мнение также] многочисленными хадисами, которые мы приведём чуть далее…»

Действительно, мы ещё рассмотрим детально пятьдесят девятый аят суры «аль-Ахзаôб», но сейчас лишь отметим, что смысл его не тот, который предлагает или предполагает ат‑Тувайджариô. Что касается тех хадисов, которые упоминаются в вышеназванной книге, то, несмотря на их многочисленность, большая их часть не соответствует критериям достоверности и, соответственно, не принимаются специалистами в качестве доказательных. А на небольшую оставшуюся часть их имеются вполне аргументированные ответы. Но об этом позже.

Ат‑Тувайджариô следовало бы, однако, попытаться согласовать мнения сподвижников, вместо того, чтобы склонять чашу весов в пользу одного мнения и игнорировать мнения остальных двух, тем более, когда один из них титулован «Комментатором Корана» и удостоен тем, что пророк воззвал в своей молитве к Всевышнему, дабы Аллах отличил его знанием и глубоким пониманием религии.

Пояснение Ибн‑Мас’уда, как мне видится, действительно верно, также как и пояснение Ибн‑‘Аббаôса и Ибн‑‘Умара, и как ни странно, не противопоставляются друг другу, а наоборот, дополняют общий смысл (да будет Всевышний ими всеми доволен!).

Так Ибн‑‘Аббаôс и Ибн‑‘Умар поясняли аят, исходя из вкладываемого ими в слово зина смысла врождённого природного украшения, иначе — лицо и кисти рук. А Ибн‑Мас’уôд пояснял исходя из того, что подразумевал несколько иную сторону украшения. Ведь женщине запрещено показывать одетые на ней серьги, кулон и т. п. Пример подобного употребления, в котором слово зина-украшение выступает именно в этом понимании, можно встретить в другом аяте: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни молились» [47]. Данный перевод — перевод контекстуальный, подстрочник же звучит иначе: «О сыны Адама! Используйте украшения ваши, где бы вы ни молились». Если вы читали третью главу настоящей книги, то должны помнить, что слово зина-украшение использовано в значении одежда, в чём единогласны учёные [48]. О правильности нашей интерпретации мы можем судить из объяснения самого Ибн‑Мас’уда: «Существует две категорий украшений — видимые и скрытые, которые видит только муж. Видимое — это одежда, а скрытое — сурьма, браслет и перстень» [49]. Совершенно очевидно, что Ибн‑Мас’уôд, говоря об украшениях, не имел в виду естественное украшение — красоту.

И даже если допустить невозможность подобного согласования, то мнение Ибн‑‘Аббаса и Ибн‑‘Умара превалируют над мнением Ибн‑Мас’уда, а вот почему, нам поясняет Ибн‑Джариôр: «Из всех суждений более вероятным оказаться истинным может мнение тех, кто говорит: “под этим имеется в виду лицо и кисти рук”. Мы сказали, это более вероятная интерпретация, именно потому, что все единогласны в том, что каждому молящемуся необходимо прикрывать свой аурат [находясь] в молитве, и что женщине следует обнажить своё лицо и кисти рук на [время] молитвы и прикрыть за исключением этого всё остальное» [50].

И прежде, чем мы приступим к упоминанию тех, чьи комментарии аналогичны комментариям Ибн‑‘Аббаса и Ибн‑‘Умара, обратим ваше внимание на тот факт, что никто из известных мне авторов, склоняющихся к запрету, вроде ат‑Тувайджари, Абд аль‑Каôдира Ибн‑Хабиôбулла — автора книги «Коран и сунна о хиджабе» и которую местами цитирует Мухаммад Исма’ил в своей книге «Возвращение хиджаба», не подошёл к пониманию отличных друг от друга отправных точках в интерпретации аята Ибн‑‘Аббасом, Ибн‑‘Умаром и Ибн‑Мас’удом. Неверна точка зрения также тех, кто полагает, что ситуация была таковой [51] только до ниспослания вышеозначенного аята, а следовательно любые другие мнения не имеют канонической силы ввиду их отмены. Чтобы подтвердить правильность этой точки зрения указывается ссылка на слова ‘Алиô Ибн‑Абу Тальха: «Всевышний Аллах обязал женщину в случае, когда ей необходимо выйти, закрывать лицо своё, накидывая покрывало поверх головы и [разрешил при этом] оставить один глаз не накрытым» [52], но как вы увидите далее, довод этот недостоверен, и ‘Алиô Ибн‑Абу Тальха не высказывал таких мнений.

Среди виднейших учёных, истолковавших данный аят по Ибн‑‘Аббасу и Ибн‑‘Умару можно встретить ‘Икриму, ‘Ата Ибн‑Абу Раббаха, Макхуôля ад‑Димашки, а также аль‑Хасана Ибн‑Мухаммада аль‑Ханафийа. В частности, они говорили:

‘Икрима: «Лицо и передняя часть шеи». См.: Ибн‑Абу Шейба. Св. х., т. 3, стр. 547. Заметим, что утверждение о допустимости открывать часть шеи безосновательна.

‘Ата Ибн‑Абу Раббах: «Кисти рук и лицо». См.: Ибн‑Джариôр. Комментарии к Корану, т. 18, стр. 93.

Макхуôл ад‑Димашки: «Видимая часть зины-украшения — это лицо и кисти рук». См.: Ибн‑Абу Шейба.

Аль‑Хасан Ибн‑Мухаммад аль‑Ханафийа: «Лицо и одежда». См.: Ибн‑Абу Шейба. Св. х., т. 3, стр. 547.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: