Как необходимо быть одетой во время молитвы

 

От женщины-мусульманки, равно как и от мужчины, требуется соблюдение ряда требований во время совершения молитвы-намаза, из общего числа которых, в данном контексте, нас интересует одежда, точнее то, как надлежит быть одетой во время молитвы.

«Не примет Аллах молитву совершеннолетней не иначе, как в платке» [35]. Поясняя хадис, имам ат‑Тирмизи писал: «…Не разрешается совершать молитву совершеннолетней женщине, если часть её волос обнажена. Это утверждал и имам аш‑Шафи’и, говоривший: “Не позволительно совершать молитву женщине, если часть её тела [, подлежащая сокрытию,] обнажена”» [36]. Такое же резюме дано и в другом своде хадисов: «Учёные единогласны в том, что свободной и совершеннолетней женщине обязательно следует покрывать голову, когда молится и что молитва совершённая ею с полностью непокрытой головой является не действительной, которую ей необходимо восполнить» [37]. Также Ибн‑Хазм, авторитетный учёный раннеисламского периода, указывал на единогласное мнение учёных в том, что смысл коранического текста «О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни молились» [38] — сокрытие аурата [39]. Он писал: «Прикрыть аурат от взора другого человека — есть обязанность, также как и в намазе, [несмотря на то] присутствует ли рядом кто-то или нет» [40].

Данное утверждение аргументировано многочисленными доказательствами, например, следующим ответом пророка на вопрос Муавии Ибн‑Хайда, спросившего о допустимости быть полностью обнажённым, если никто при этом не видит: «Аллах больше заслуживает того, чтобы перед Ним стыдились» [41]. Если подобный ответ был дан касательно ситуации вне молитвы, то, молясь, тем более следует прикрыть свой аурат.

Следовательно, совершая молитву, женщина-мусульманка в обязательном порядке должна закрывать всё тело, за исключением лица и кистей рук, и не важно во что и как именно следует быть одетой: «Если женщина возьмёт любую одежду и закроет им свою голову так, чтобы не было видно её волос, то это заменит ей платок», — говорил ‘Икрима.

«Совершая молитву, — писал Ибн‑аль‑Мунзир, — женщина должна закрыть своё тело, кроме лица и кистей рук. Достаточным для этого может быть одна одежда, две или даже большее число, если при этом [одежда] закрывает то, что должно быть прикрыто во время молитвы. Я не считаю то, что приводится от сподвижников относительно того, что следует одевать несколько одежд, каноническим обязательством с их стороны. Наоборот, это лишь побуждение к совершению наилучшего и более желаемого. Так это или нет, ведомо Всевышнему, но я не знаю никого из учёных, кто обязал бы женщину восполнить молитву, совершённой в одной одежде, полностью скрывающий её аурат!» [42].

В данной главе нам остаётся ответить только на вопрос о том, необходимо ли закрывать лицо во время совершения молитв или нет. Источник возникновения вопроса следует искать в различии во мнениях касательно определения области аурата. И как уже говорили, более верным считается мнение подавляющего числа учёных, которые не относят лицо к аурату, соответственно, нет необходимости закрывать его во время молитвы. Ибн‑аль‑Муñнзир писал: «В том, что свободная женщина совершает молитву с открытым лицом единогласно подавляющее число учёных; таким же образом, в соответствии с их [мнением], ей надлежит поступать и будучи в состоянии ихрама» [43].

А среди тех, кто включает лицо в область аурата, как например, имам Ахмад, существует расхождение, как быть женщине в ситуации, когда её, во время совершения молитвы, видят посторонние мужчины. Такая ситуация, например, актуальна на территории Запретной Мечети. Имам Ахмад обязывает женщину в этом случае закрыть лицо.

При этом, допуская на время молитвы закрывать лицо, они запрещают закрывать его чем-либо прилегающим, непосредственно соприкасающимся с кожей.

И всё же, предпочтительней следовать пророческой сунне: не закрывать лицо и кисти рук на время совершения молитвы.

Надо отметить, что областью аурата у женщин считается и стопы ног. «Как следует поступать женщинам с подолом своих платьев», — спросила пророка Умму Саляма. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует!) ответил: «Пусть удлинят [подол] на пядь [от середины голени]». — «Но ведь тогда [при ходьбе] оголятся их ноги». — «Пусть удлинят на величину локтя, но не более того» [44].

Глава IV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: