Что дозволено не скрывать перед махрамом. Ответ на крайнее суждение, запрещающее обнажать лицо и кисти рук дома и перед махрамом

 

В упоминавшемся нами в первой главе кораническом аяте суры «Нур», последовательно перечислена категория людей, на которых частично или в полной мере не распространяется адресованный в нём запрет. Данная категория, выражаясь формулировкой законодательно-правовой терминологии, имеет статус махрама. Иными словами, махрам — это, помимо мужа, близкий родственник женщины, который категорически не имеет права на ней жениться никогда и ни при каких обстоятельствах, и которых определено двенадцать категорий. «И скажи женщинам верующим, чтобы потупляли они взоры свои и охраняли чресла свои. И чтобы не выставляли напоказ красоту свою, кроме лишь того, что видно. И пусть прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или своих невольников, или слуг из мужчин, у которых нет вожделения, или детей, которые не ведают о женской наготе» [31].

Существуют, однако, некоторые расхождения в понимании того, что и в какой мере допустимо для женщины обнажать. Как считают одни, к этому относятся части тела, обнажаемые во время работы (голова, руки, голень). Другие же допускают только обнажение головы. Впрочем, однозначного ответа в этом вопросе (как и во множестве других) нет. Так как следует различать разнородность двенадцати категорий лиц: муж, родной отец, свекор, дети разных возрастных групп и т. п. Муж, например, имеет исключительное право видеть свою жену в полностью обнажённом виде [32], что недопустимо для остальных. Рассматривая упомянутый аят, известный составитель многотомного комментария к Корану аль‑Куртуби писал: «Начав с упоминания мужа, Всевышний Аллах продолжил перечисление тех, кто имеет статус махрама, уровняв их при этом в одном…» И далее: «[Однако], степень того, что можно оголять перед ними разнится. И что допустимо видеть отцу, нельзя обнажать перед сыном мужа». То же самое заключение даётся в книге «Ан‑Назр» крупного учёного аль‑Каттаôна аль‑Фаôси: «Что позволительно не прикрывать перед названными [в аяте категориями лиц] больше, чем перед посторонними и что упомянутые [в аяте лица] разнятся по степени того, что можно оголять перед ними существует единогласие [во мнениях]». Это ясно видно, если сопоставить слова учёных по данному вопросу.

Не без сожаления, однако, приходится констатировать, что, несмотря на тщательную аргументированность данного вопроса, некоторые весьма уважаемые коллеги-учёные необоснованно запрещают женщине показываться среди кого-либо из махрамов, в частности перед своими детьми, с непокрытой головой, оголёнными по локоть руками и голенями [33]. Вот что пишет один из современных авторов: «Дома, в кругу своей семьи, женщина-мусульманка не должна оголять голени, также как и руки, раскрывать голову так, чтобы видны были её волосы и шея разве что перед мужем наедине. Ему то она может показывать всё, что желает из своих очарований» [34].

Данное утверждение не только является крайней точкой зрения в исследуемом вопросе, но и явственно противоречит, как вы можете видеть, приведённым выше доказательствам, а также утверждениям крупнейших учёных раннего и позднейшего периодов.

Глава III.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: