Составной частью самостоятельной работы студентов является переосмысление услышанного на лекциях с определенных позиций, а дальнейшее изучение проблем с привлечением новейших научных данных. Для этого студенту необходимо работать с научной литературой (монографиями, журнальными статьями, сборникам рецензиями, брошюрами т.п.). Об этих источниках студент должен имеет определенное представление.
Монография - это научное произведение, содержащее всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или тема и принадлежащее одному или нескольким авторам, придерживающимся, единой точки зрения.
Брошюра - непериодическое издание небольшого объема (свыше четырех, но не более 48 страниц), издаваемое в мягкой обложке.
Сборник научных статей объединяет статьи разных авторов, посвященные одной научной проблеме, но рассматривающих её часто с различных точек зрения.
Журнальная статья имеет обычно строго ограниченный объем, не более 8-10 страниц. В статье рассматриваются научные вопросы с обоснованием их актуальности в теоретическом и прикладном значениях, с описанием методики и результатов проведенного исследования-.
Рецензия - статья, в которой критически рассматривается одно или несколько научных произведений», дается анализ исследований и оценка изложения, отзывов о нем. Рецензирование научных произведений требует прочных знаний в определенной области науки, техники, культуры, основательного знакомства с ранее опубликованной и новейшей литературой.
Аннотация - а то краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней кратко излагаются их основное содержание, а также сведения о том, для какого круга читателей предназначено данное произведение, какую цель преследует информация.
Тезисы доклада - обычно публикуются для предварительного ознакомления с основными положениями автора весьма лаконично, почти телеграфным слогом, в них дается научная информация о содержании намеченного автором сообщения. В тезисах выделяется основная идея (центральный пункт доклада) и в нескольких пунктах освещаются, другие стороны вопроса.
В реферате критически и всесторонне рассматривается то, что сделано по теме исследования, приводятся в определенную систему научные результаты, выделяются главные линии развития явления и дополнительные его стороны.
Учебное и методическое пособия предназначены для педагогических целей. Они рассматривают один из вопросов учебной программы того или иного курса на серьезной научной основе, а также рекомендуют способы выполнения практических заданий.
Как делать записи
Цель записи - мобилизовать внимание, облегчить запоминание, а затем переработку я усвоение записанного. Для этого необходимо записать основные мысли так, чтобы можно было легко отыскать нужное место, т.к. запись должна быть короткой и обозримой. Поэтому следует оставлять поля, подчеркивать основную мысль и разделять отдельные мысли, записывая каждую на новой строке. Записи можно делать краткими, за- счет сокращений слов или выработки условных знаков.
В учебной работе чаще всего используют, такие виды записей, как план, тезисы, конспекты, аннотации, выписки на специальных карточках цитат, отдельных мыслей.
Составление плана прочитанного связано с необходимостью мысленного охвата содержания в целом и выделения в нем смысловых опорных пунктов. В плане излагается основной ход развития мысли, последовательный порядок раскрываемых вопросов. Это можно сделать лишь тогда, когда структура книги усвоена в ее содержание понятно. План может быть использован при повторении и воспроизведении изучаемого материала.
Тезисы составляются тогда, когда сделан глубокий анализ прочитанного, выделены главные смысловые моменты изучаемого материала. Необходимость в тезисах возникает, на том этапе, когда появляется потребность охвата в целом не только структуры изучаемого материала, но и структуры усвоенного, способов доказательства и т.д.
Конспектирование - запись основного, существенного содержания книги, но в отличие от тезисов в конспекте излагается фактический материал, делаются выписки, пояснения, примеры и т.п. Запись текста дается в собственном изложении.
С самого начала работы над текстом необходимо приучить себя к правильному ведению записей. Хорошо организованный конспект изучаемого значительно облегчает и улучшает усвоение и запоминание материала книги, повышает культуру мысли. Подчеркивайте и выделяйте в конспекте пункты, выводы, важные места. Используйте для этого общепринятые пометки, например: "!" - важно, "?" - под вопросом, "SB" - обратить внимание, "ПВ" - педагогически важно, "Пв" - педагогический вывод и др. Использование разноцветных пометок создает лучшую обозримость материала.
Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. При этом особое внимание уделяется вопросам, имеющим прямое отношение к изучаемой проблеме. Структура аннотации: автор, название работы (книги, статьи), ее выходные данные, основные идеи работы, их новизна, личностное отношение к ним.
Рецензирование педагогической литературы. Рецензия (от лат. рассмотрение) - разбор и оценка нового произведения (художественного, педагогического и т.п., научного иди научно- популярного произведения; жанр газетно-художественной публицистической литературной критики. Основу рецензии составляет разбор, критический анализ конкретного произведения.
Составными частями рецензии являются: характеристика, анализ, оценка и рекомендации.
Характеристика представляет собой описание произведения, прежде всего раскрытие его содержания и особенностей форма.
Анализ — это средство решения задачи, позволяющее тать правильную оценку, используя при этом систему аргументов "да" и "против". Вместе с тем рецензия может быть с аргументами только "за" иди только " против" это зависит от качества рецензируемого произведения.
Характеристика представляет собой описание произведения, прежде всего раскрытие его содержания и особенностей формы.
Оценка - это определение достоинств и недостатков произведения и общий вывод. В рекомендациях формулируются советы, для чего и кем может быть использована данная рецензия.
В соответствии с учебной программой за время обучения в институте студенту предстоит прочитать значительный объем учебной, художественной, экономической, юридической и другой литературы. Успех в ее освоении во многом определяется тем, как он владеет способами чтения. Специалисты выделяют несколько основных способов чтения:
1. Чтение-просмотр используется при предварительном знакомстве с книгой или учебным материалом
2. Чтение-сканирование представляет собой краткий просмотр текста с целью поиска нужной информации, фамилии, слова, факта.
3. При выборочном чтении избирательно читаются отдельные разделы, части книги или учебника. Читающий ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые его интересуют.
4. Быстрое чтение (иногда такой способ называют скорочтением) базируется на расширенном оперативном поле зрения человека. Специальными тренировками можно добиться разведения зрительных осей глаз, в результате чего в поле зрения удерживается сразу несколько слов или вся строка книги. Поэтому взгляд человека движется уже не слева направо вдоль строк, а сверху вниз, что значительно сокращает время на чтение. Конкретные методики освоения техники быстрого чтения изложены в специальной литературе.
5. В ходе углубленного чтения основное внимание уделяется анализу, оценке содержания текста. Такой способ чтения считается аналитическим, творческим. Текст не просто прочитывается и выделяются непонятные места, но и критически анализируется его содержание, сильные и слабые стороны в объяснениях и аргументах, дается самостоятельное толкование положениям и выводам.
Для того чтобы развить у себя способность внимательно относиться к каждому слову, рекомендуется вести специальные терминологические словарики, в которые записывать непонятные термины и выражения с их кратким толкованием. Сделать такой словарик можно из обыкновенной записной книжки. На страницах, соответствующих определенной букве алфавита, записывается корень группы непонятных слов, дается его понимание, а затем раскрывается значение самих слов. Пользоваться таким словариком будет удобнее, если слова, имеющие одинаковый корень, будут располагаться на одной странице с левой стороны, а их краткое толкование — с правой стороны.
Содержание
Пояснительная записка | ||
Методика рейтинговой оценки по дисциплине | ||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины | ||
Программа лекционного курса | ||
Тематический план курса | ||
Программа семинарских занятий | ||
Примерные темы рефератов | ||
Контрольные вопросы по курсу | ||
Задания в тестовой форме | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе |