Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Составной частью самостоятельной работы студентов является переосмысление услышанного на лекциях с определенных позиций, а дальнейшее изучение проблем с привлечением новейших научных данных. Для этого студенту необходимо работать с научной литературой (монографиями, журнальными статьями, сборникам рецензиями, брошюрами т.п.). Об этих источниках студент должен имеет определенное представление.

Монография - это научное произведение, содержащее всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или тема и принадлежащее одному или нескольким авторам, придерживающимся, единой точки зрения.

Брошюра - непериодическое издание небольшого объема (свыше четырех, но не более 48 страниц), издаваемое в мягкой обложке.

Сборник научных статей объединяет статьи разных авторов, посвященные одной научной проблеме, но рассматривающих её часто с различных точек зрения.

Журнальная статья имеет обычно строго ограниченный объем, не более 8-10 страниц. В статье рассматриваются научные вопросы с обоснованием их актуальности в теоретическом и прикладном значениях, с описанием методики и результатов проведенного исследования-.

Рецензия - статья, в которой критически рассматривается одно или несколько научных произведений», дается анализ исследований и оценка изложения, отзывов о нем. Рецензирование научных произведений требует прочных знаний в определенной области науки, техники, культуры, основательного знакомства с ранее опубликованной и новейшей литературой.

Аннотация - а то краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней кратко излагаются их основное содержание, а также сведения о том, для какого круга читателей предназначено данное произведение, какую цель преследует информация.

Тезисы доклада - обычно публикуются для предварительного ознакомления с основными положениями автора весьма лаконично, почти телеграфным слогом, в них дается научная информация о содержании намеченного автором сообщения. В тезисах выделяется основная идея (центральный пункт доклада) и в нескольких пунктах освещаются, другие стороны вопроса.

В реферате критически и всесторонне рассматривается то, что сделано по теме исследования, приводятся в определенную систему научные результаты, выделяются главные линии развития явления и дополнительные его стороны.

Учебное и методическое пособия предназначены для педагогических целей. Они рассматривают один из вопросов учебной программы того или иного курса на серьезной научной основе, а также рекомендуют способы выполнения практических заданий.

Как делать записи

Цель записи - мобилизовать внимание, облегчить запоминание, а затем переработку я усвоение записанного. Для этого необходимо записать основные мысли так, чтобы можно было легко отыскать нужное место, т.к. запись должна быть короткой и обозримой. Поэтому следует оставлять поля, подчеркивать основную мысль и разделять отдельные мысли, записывая каждую на новой строке. Записи можно делать краткими, за- счет сокращений слов или выработки условных знаков.

В учебной работе чаще всего используют, такие виды записей, как план, тезисы, конспекты, аннотации, выписки на специальных карточках цитат, отдельных мыслей.

Составление плана прочитанного связано с необходимостью мысленного охвата содержания в целом и выделения в нем смысловых опорных пунктов. В плане излагается основной ход развития мысли, последовательный порядок раскрываемых вопросов. Это можно сделать лишь тогда, когда структура книги усвоена в ее содержание понятно. План может быть использован при повторении и воспроизведении изучаемого материала.

Тезисы составляются тогда, когда сделан глубокий анализ прочитанного, выделены главные смысловые моменты изучаемого материала. Необходимость в тезисах возникает, на том этапе, когда появляется потребность охвата в целом не только структуры изучаемого материала, но и структуры усвоенного, способов доказательства и т.д.

Конспектирование - запись основного, существенного содержания книги, но в отличие от тезисов в конспекте излагается фактический материал, делаются выписки, пояснения, примеры и т.п. Запись текста дается в собственном изложении.

С самого начала работы над текстом необходимо приучить себя к правильному ведению записей. Хорошо организованный конспект изучаемого значительно облегчает и улучшает усвоение и запоминание материала книги, повышает культуру мысли. Подчеркивайте и выделяйте в конспекте пункты, выводы, важные места. Используйте для этого общепринятые пометки, например: "!" - важно, "?" - под вопросом, "SB" - обратить внимание, "ПВ" - педагогически важно, "Пв" - педагогический вывод и др. Использование разноцветных пометок создает лучшую обозримость материала.

Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. При этом особое внимание уделяется вопросам, имеющим прямое отношение к изучаемой проблеме. Структура аннотации: автор, название работы (книги, статьи), ее выходные данные, основные идеи работы, их новизна, личностное отношение к ним.

Рецензирование педагогической литературы. Рецензия (от лат. рассмотрение) - разбор и оценка нового произведения (художественного, педагогического и т.п., научного иди научно- популярного произведения; жанр газетно-художественной публицистической литературной критики. Основу рецензии составляет разбор, критический анализ конкретного произведения.

Составными частями рецензии являются: характеристика, анализ, оценка и рекомендации.

Характеристика представляет собой описание произведения, прежде всего раскрытие его содержания и особенностей форма.

Анализ — это средство решения задачи, позволяющее тать правильную оценку, используя при этом систему аргументов "да" и "против". Вместе с тем рецензия может быть с аргументами только "за" иди только " против" это зависит от качества рецензируемого произведения.

Характеристика представляет собой описание произведения, прежде всего раскрытие его содержания и особенностей формы.

Оценка - это определение достоинств и недостатков произведения и общий вывод. В рекомендациях формулируются советы, для чего и кем может быть использована данная рецензия.

В соответствии с учебной программой за время обучения в институте студенту предстоит прочитать значительный объем учеб­ной, художественной, экономической, юридической и другой литературы. Успех в ее освоении во многом определя­ется тем, как он владеет способами чтения. Специалисты выделя­ют несколько основных способов чтения:

1. Чтение-просмотр используется при предварительном знаком­стве с книгой или учебным материалом

2. Чтение-сканирование представляет собой краткий просмотр текста с целью поиска нужной информации, фамилии, слова, факта.

3. При выборочном чтении избирательно читаются отдельные раз­делы, части книги или учебника. Читающий ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, кото­рые его интересуют.

4. Быстрое чтение (иногда такой способ называют скорочтением) базируется на расширенном оперативном поле зрения человека. Специальными тренировками можно добиться разведения зри­тельных осей глаз, в результате чего в поле зрения удерживается сразу несколько слов или вся строка книги. Поэтому взгляд чело­века движется уже не слева направо вдоль строк, а сверху вниз, что значительно сокращает время на чтение. Конкретные методи­ки освоения техники быстрого чтения изложены в специальной литературе.

5. В ходе углубленного чтения основное внимание уделяется анализу, оценке содержания текста. Такой способ чтения считается анали­тическим, творческим. Текст не просто прочитывается и выделя­ются непонятные места, но и критически анализируется его со­держание, сильные и слабые стороны в объяснениях и аргументах, дается самостоятельное толкование положениям и выводам.

 

Для того чтобы развить у себя способность внимательно отно­ситься к каждому слову, рекомендуется вести специальные терми­нологические словарики, в которые записывать непонятные тер­мины и выражения с их кратким толкованием. Сделать такой сло­варик можно из обыкновенной записной книжки. На страницах, соответствующих определенной букве алфавита, записывается ко­рень группы непонятных слов, дается его понимание, а затем рас­крывается значение самих слов. Пользоваться таким словариком будет удобнее, если слова, имеющие одинаковый корень, будут располагаться на одной странице с левой стороны, а их краткое тол­кование — с правой стороны.

Содержание

  Пояснительная записка  
  Методика рейтинговой оценки по дисциплине  
  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины  
  Программа лекционного курса  
  Тематический план курса  
  Программа семинарских занятий  
  Примерные темы рефератов  
  Контрольные вопросы по курсу  
  Задания в тестовой форме  
  Методические рекомендации по самостоятельной работе  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: