ЛИТЕРАТУРА.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
Творчество А.М. Горького (1868 - 1936).
Раннее творчество М. Горького имеет отчетливо романтический характер. Это был возврат к романтизму на его начальном этапе – романтизму, исходящему из сильной личности, противопоставленной всему окружающему миру, гордой замкнутости характера, а также условной определенности эмоций. Понятно, что это очень далеко от нового мироощущения, в котором «я» теряет свою цельность и устанавливает изменчивые отношения с миром, который также не целен и динамичен.
Несомненно, М. Горький многим обязан традиционному романтизму, вернее сказать, его упрощенной версии. Отсюда, в частности, схематизм его ранних произведений: разделение людей на тех, кто приспосабливается к действительности, и тех, кто стремится подняться над ней, на горящих и тлеющих, на ужей и соколов. Все эти разделения восходят к романтической противопоставленности личности и мира («Песня о Соколе», 1895; «Старуха Изергиль, 1898; «Челкаш», 1898».
Эта схема остается актуальной для всего творчества писателя, в дальнейшем лишь принимая марксистскую форму: революционеры – мещане, буржуазия - пролетариат.У молодого писателя она обретает новую энергию и новую перспективу: он исходит здесь не только из своего опыта человека, вышедшего из народных низов, но и из собственного восприятия философии Ф. Ницше.
Горьковское восприятие этой философии особенно отчетливо проявилась в его рассказах о босяках (цикл «Очерки и рассказы», 1898). Горьковские босяки – не романтические мятежники с возвышенными идеалами в духе Дж. Байрона. Их бунт продиктован инстинктивным, презрительным и грозным отказом от любых институализированных форм жизни. Босяк – олицетворение антиобщества, он действительно «по ту сторону добра и зла».
Драма «На дне» (1902) подводит итог «босяцкой» теме в творчестве писателя. В ней изображены люди всех слоев тогдашней России, с явными приметами прежней среды – в безбытности и одичании босячества. Цельность драмы достигается несколько эклектическим способом – соединением чеховской полифонической драмы, построенной на взаимодействии множества неудавшихся судеб, с приемами традиционной семейно-бытовой драмы жестоких страстей, грубой интриги, внешнего действия. Эта жестокая драма (история Костылевых, Пепла и Наташи) связывает судьбы героев.
Их взаимодействие обусловлено внешним толчком – приходом Луки с его проповедью надежды. С его образом связана этическая проблематика пьесы («…что нужнее – истина или сострадание?», по формулировке М. Горького). Но пьеса не была ответом на этот вопрос. Она показывала, прежде всего, что правда неоднородна (монолог Сатина о гордом Человеке). Кроме того, она показывала, что гораздо существеннее не противостояние правды и лжи, а противостояние веры и безверия.
Итоговое произведение М. Горького – роман «Жизнь Клима Самгина» (1921). Это летопись, эпопея, в которой ряд течений общественной мысли рубежа ХІХ – ХХ вв. запечатлены изнутри. Общая закономерность – каждый из героев стремится найти яркую мантию, чтобы прикрыть тщедушную фигуру, а потом не знает, как избавиться от одежды не по росту. Клим Самгин – человек, который выдумал себя, невольник жизни, бунтарь поневоле.
1.В чем своеобразие русской реалистической прозы на фоне западноевропейской данного периода?
2. И.А. Бунин и традиции русской классики.
3. Особенности малой прозы А. И. Куприна. Своеобразие «маленького человека» в его рассказах.
4. Романтические тенденции в прозе М. Горького.
5. Прокомментируйте следующие высказывания:
«Судьба возложила на Максима Горького, как на величайшего художника наших дней, великое бремя. Она поставила его посредником между народом и интеллигенцией, между двумя станами, которые оба еще не знают ни себя, ни друг друга».
(А. Блок).
«И выходило так, что нет писателя более тишайшего («певец осени, грусти, дворянских гнезд» и т.п.) и человека, более определившегося и умиротворенного, чем я. А между тем, человек-то был я как раз не тишайший и очень далекий от какой бы то ни было определенности: напротив, во мне было самое резкое смешение и печали, и радости, и личных чувств, и страстного интереса к жизни… Бросив прежние клички, некоторые из писавших обо мне обратились.. к диаметрально противоположным – сперва «декадент», потом «парнасец», «холодный мастер»… «есть что-то тургеневское, есть что-то чеховское» (хотя решительно ничего чеховского у меня тогда не было)».
(И. А. Бунин. Автобиографическая заметка).
«Если хочешь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: запах, вкус, положение фигуры, выражение лица… В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребенок, старик, солдат, сапожник. Каждый их них видит по-своему…. Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное… Ты – репортер жизни».
(А.И. Куприн. Десять заповедей для писателя-реалиста).
Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. 1883 – 1907. – Минск, 1983.
Колобаева Л.А. Проблема личности в творчестве И.А. Бунина // Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-ХХ вв. – М.,1990. - С.61-89.
Колобаева Л.А. Горький и Ницше // Вопросы литературы. – 1990. - №10
Хьетсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. – М.,1997.
Гачев Г.Д. Логика вещей и человек. – Прение о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». – М.,1992.
ТЕМА 7. Русская модернистская проза рубежа веков.
Писатели, о которых идет речь, были непосредственно связаны с символизмом. Потому один из главнейших постулатов их творчества – стремление «от реального к реальнейшему». Кроме того, все они в той или иной степени стремятся к соединению элитарной культуры и фольклорного сознания. В их произведениях стирается грань между поэзией и прозой, происходит ритмизация прозы.
Первый роман Ф. Сологуба «Тяжелые сны» (1895) написан в традициях русской реалистической прозы 80-х гг. и рассказывает о коррумпированном обществе провинциального городка. Роман посвящен освобождению нового «эстетического человека» от тяжелых снов своего земного плена. Способом освобождения становится убийство, совершенное «методично, но безвольно». Здесь, безусловно, переосмысливается ситуация романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Логин побеждает демоническое искушение, именно совершая преступление.
Центральное произведение Ф. Сологуба – роман «Мелкий бес» (1905). Этот роман представляет собой, по словам А. Белого, «поворот к гоголизму». И описание провинциального города, и стиль всего романа во многом напоминают «Мертвые души». Но в героях «Мелкого беса» омертвение заходит гораздо дальше, чем в персонажах Гоголя, а его главный герой Передонов в этом отношении оставляет за собой и героев «Мертвых душ», и чеховского Беликова («Человек в футляре»), с которым его сравнивают.
Изображение реальности двоится: перед нами то реалистическая сатира, то романтический гротеск. «Мелкий бес» - роман-миф, но не о творении космоса из хаоса, как обычно, а наоборот – деградация, картина антипути.