double arrow

Творчество А. Ремизова (1877-1957)


Творчество А. Белого (1880-1934).

С его именем связана символистская реформа прозы:

- «психология - хаос», герои действуют в соответствии с импульсами, ими не осознаваемыми;

- герои – не просто персонажи, а условные знаки вечных сущностей, личность на грани быта и бытия;

- соединение в произведении сатиры и мистики.

Центральное произведение раннего творчества А. Белого – прозаический цикл «Симфонии» ( I – «Северная», 1900; II – «Драматическая», 1902; III – «Возврат», 1905; IV – «Кубок метелей», 1908). Этот цикл представляет собой синтез приемов поэзии, прозы, изобразительного искусства на базе музыки, которую автор считал, вслед за Р. Вагнером, выражением универсальных закономерностей миропорядка.

Основные приемы цикла - музыкальный контрапункт и кинематографический монтаж. В цикле реализуются символистская идея соответствий (IIIСимфония), общемодернистское представление о мире как о хаосе (II Симфония).

Роман А. Белого «Петербург» (1913) является концентрированным выражением «петербургского мифа» русской литературы. Главный герой романа – город как узел русской истории, место «встречи» Востока и Запада, а также точка касания высших сил. В центре романа – несовершенное преступление (отцеубийство). В героев вселяется дух города, они одержимы им и пребывают в состоянии дионисийской разорванности. В романе сильно комическое начало, трагедийные ситуации разрешаются фарсом. Выступление трех сил, претендующих на управление Россией (дворянство, террористы, интеллигенция), оборачиваются балаганом.




Наследие А. Ремизова распадается на два слоя: фольклорные стилизации и авторские произведения. К первому слою относятся сборники «Посолонь», «Лимонарь» (1905), «Докука и балагурье» (1914). Здесь воспроизводятся апокрифы, сказки и другие фольклорные произведения. Стремясь к возрождению «большого всенародного искусства» (Вяч. Иванов), автор ищет обломки народного мифа в сохранившихся обрядах, суевериях, заговорах и т.д. В этих произведениях возникает основная идея ремизовского творчества – о равновесии между Богом и дьяволом, о равновесии между добром и злом.

Первый роман А. Ремизова «Пруд»(1905) написан на автобиографической основе. В первой части реалистически описывается купеческий быт, московское детство главного героя Николая Финогенова. Бытописание первой части воспринимается как заявка на традиционный роман воспитания, но в романе нет психологического развития героя, вместо традиционной социализации мы видим отчуждение Николая, современного «человека из подполья». Во второй части бытописание почти полностью вытеснена изображением снов и кажимостей подпольного сознания, в центре – необъяснимые поступки героя (изнасилование, убийство, самоубийство).



Повесть «Часы» (1908) сополагает истории двух подпольных сознаний – полудетского (Кости Клочкова) и взрослого (Нелидова). Миф о Христе не воскресшем воплощен в двух гротескных образах: во сне Нелидова ожидаемого человечеством Спасителя подменяет восставшая из гроба обезьяна, другим травестированным Мессией оказывается обезумевший к концу романа Костя Клочков.

В повести «Часы» и в дальнейших произведениях лирическое повествование уходит на второй план, заменяется сказом – воспроизведением экспрессивной устной речи.

Роман «Крестовые сестры» (1910) примыкает к «петербургскому тексту» русской литературы. Центральный персонаж – потерявший место банковский чиновник Маракулин – может быть соотнесен и с Евгением из «Медного всадника» А. Пушкина, и с гоголевским Башмачкиным, и с целым рядом персонажей Ф. Достоевского. Вместе с тем, судьбы современников, русских людей, живущих на рубеже и сломе, нерасторжимо связаны у А. Ремизова с самыми глубинными пластами русской истории. Образы героинь – «крестовых сестер» - становятся звеньями, которые связывают «петербургского героя» с миром универсалий, восходящих к народной мифологии, к древним былинам, апокрифам и житиям (центральный текст – «Хождение Богородицы по мукам»).

Повесть «Взвихренная Русь» (1927) опубликована уже в эмиграции. Герой близок к «униженным и оскорбленным» героям его повестей о маленьком человеке, он полностью погружен в тягостный быт революционной эпохи. Текст повести представляет собой коллаж их разнородного материала (дневниковых записей, снов, лирических «слов».







Сейчас читают про: