ЛИТЕРАТУРА.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Новокрестьянские поэты и русский символизм.
- Традиции русской классической литературы в творчестве новокрестьянских поэтов.
- Своеобразие религиозного сознания новокрестьянских поэтов.
- Поэзия С. Есенина и неоромантическая традиция русской литературы.
- Поэзия и биография С. Есенина в контексте жизнетворчества.
- Прокомментируйте следующие высказывания:
«Крестьянские поэты были подлинными эсхатологами, не кабинетными, а земляными, глубинными, народными».
(Р.В. Иванов-Разумник. Две России).
«Как ненавистен и черен кажется весь так называемый Цивилизованный мир и что бы дал, какой бы крест, какую бы голгофу понес – чтобы Америка не надвигалась на сизоперую зарю, на часовню в бору, на зайца у стога, на избу-сказку…»
(Н. Клюев. Из письма).
«Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня были очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до желания кощунствовать и богохульствовать. И потто и в творчестве моем были такие же полосы: сравните настроение первой книги хотя бы с «Преображением»».
(С. Есенин).
Маркова Е.И. Творчество Николая Клюева в контексте севернорусского словесного искусства. Петрозаводск, 1997.
Сергей Есенин в стихах и жизни. Письма. Документы. М., 1995.
Занковская Л.В. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. М., 1997.
После революции 1917 г. русская литература разделилась на эмигрантскую и советскую. В СССР, в соответствии с установками В.И. Ленина (статья «Партийная организация и партийная литература»), ЦК РКП(б) пытается взять на себя руководство литературным процессом. Резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925) разделила писателей по классовому признаку: на пролетарских, крестьянских, попутчиков и «антиреволюционные элементы». В данный период партийное руководство проявляет известную терпимость, допуская существование различных литературных группировок.
1.Сразу после революции 1917-го года на первый план в литературе выходят: футуристы, имажинисты и Пролеткульт.
Имажинисты объявили себя приверженцами новой действительности. Представители: С.Есенин, Р.Ивнев, А.Мариенгоф, В.Шершеневич и др. Имажинисты стремились заменить самоценное слово самоценным образом.
Футуристы (комфуты – коммунистические футуристы). Представители: В.Маяковский, В.Хлебников, В.Каменский, Н.Асеев.
Основные принципы:
- утилитаризм: искусства как особой формы отражения действительности не существует, его надо заменить производством, ремеслом;
- художник – производитель вещей. Индивидуальное творчество необходимо заменить работой «массовидной толпы ремесленных производителей»;
- основные жанры искусства: вывеска, плакат, в литературе – очерк, отчет, из скульптуры изгонялись формы человеческого тела и заменялись нагромождением металлических конструкций;
- неприятие классической литературы, проповедь «разорванного сознания».
В начале 20-х годов футуризм прекратил свое существование, распавшись на различные, но внутренне родственные ветви: конструктивизм и ЛЕФ (левый фронт искусств).
Пролеткульт (пролетарская культура) – массовая литературно-художественная организация в 20-е годы. Представители: Н.Герасимов, В.Александровский, В.Кириллов, А.Дорогойченко и др.
Пролеткультовские поэты тяготели к романтической традиции, восторженно воспевали революцию, причем в масштабах планеты, считали необходимым создавать монументальные образы. Типичные мотивы: торжество света и правды, образы солнца и лучезарного небосвода, радуга как аллегория земного шара, освобожденного от рабства и насилия. Особенности поэтики: гиперболизм, планетарность, космизм, агитационно-призывные интонации, митинговая лексика, плакатность, возвышенно-патетический строй речи. Пролеткультовцы отрицали преемственность между прошлым и настоящим, проповедовали классовую исключительность пролетариата.
В начале 20-х годов пролеткультовская идеология испытывает серьезный кризис. Творческая направленность пролеткультовских поэтов заметно меняется, одни, разочарованные эпохой нэпа, надолго замолкают, другие претерпевают эволюцию в сторону реализма. С середины 20-х годов громко заявили о себе 2 литературные группировки, объединявшие, преимущественно, поэтов: ЛЕФ и конструктивисты.
В ЛЕФ (1922-1929) входили В.Маяковский, Н.Ассеев, В.Каменский, С.Третьяков, С.Кирсанов и др. Свою эстетику лефовцы построили с учетом пролеткультовских теорий. Основой ее стала концепция «литературы факта», отрицавшая художественный вымысел, психологизм, проповедовали искусство жизнестроения, а не отображения. Такое искусство, по мнению теоретиков ЛЕФ, не нуждается в крупных жанрах. Новое искусство находит выражение только в агитации, публицистике. ЛЕФ также выдвинул теорию «социального заказа». Писатель не может самостоятельно выбирать тему своего произведения, ее определяют нужды производства.
Конструктивисты ( 1923-1930): поэты И.Сельвинский, В.Инбер, Н.Асеев, Э.Багрицкий, Н.Луговской. Проповедовали «советское западничество», ориентацию на американизированную технократию. В области поэтики упор делался на «математизацию и геометризацию» стиля, на рационализацию стиха, на насыщение его статистическими выкладками, технической терминологией, диаграммами и т.д.
В прозе выделялись 2 группировки: «Серапионовны братья» и «Перевал».
Литературная группа «Серапионовны братья» возникла в 1921г. в Петрограде, входили: К.Федин, Б.Пильняк, Вс.Иванов, М.Зощенко, Вен.Каверин, Н.Слонимский, Л.Лунц и др. Четкой эстетической платформы у них не было. Большинство членов группы стремились овладеть новым жизненным материалом, с чем были связаны поиски обостренного сюжета, экспрессивного стиля. Отрицали тенденциозность в творчестве. Породили стиль «орнаментальной прозы».
Литературная группа «Перевал» (1923-1932) была создана при журнале «Красная новь». Входили: М.Пришвин, И.Катаев, А.Караваева, А.Малышкин, П.Павленко и др. В противовес нигилистическим установкам Пролеткульта и ЛЕФа, выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы.
Основные принципы:
- искусство – «непосредственный акт творчества, основанный на интуиции»;
- искренность как непременное условие творчества;
- лозунг моцартианства – целостный подход, творческий подход;
- лозунг «движничества» - стремление представить мир как движущийся процесс, художник должен обращать внимание на элементы становления, преобразования, динамики во всем - и в фразе, и в героях;
- лозунг эстетической культуры;
- лозунг гуманизма.
Из всего этого многообразия возникло наиболее влиятельное литературное объединение 20-30 годов – Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Входили А.Фадеев, Д.Фурманов, А.Серафимович и др. Основной печатный орган РАППа – журнал «На посту».
Основные принципы:
- лозунг «учеба у классиков»;
- лозунг «живого человека»;
- курс на реализм и борьба с романтизмом;
- создание литературного произведения «бригадным методом»;
- лозунг «за диалектико-материалистический метод».
РАПП объявил призыв ударников литературы, выдвинул лозунг «ударник производства – центральная фигура пролетарского литературного движения».
2.Термин «социалистический реализм» впервые появился в «Литературной газете» 23 мая 1932года. Он закрепился после доклада М. Горького на Первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934), где подчеркивалось: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле». Подлинное рождение метода связывали с появлением романа М. Горького «Мать» (1906). В рамках сознательного следования данному методу были созданы такие произведения советской литературы, как «Тихий Дон», «Судьба человека» М. Шолохова, «Хождение по мукам», «Петр Первый» А. Толстого, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, поэзия А.Т. Твардовского и др.
Влияние новой эстетической программы на литературы Запада было огромным. Первым выдающимся образцом социалистического реализма был признан роман французского писателя А. Барбюса «Огонь». Социалистический реализм утверждается также в творчестве Р. Лефевра, Р. Роллана, Л. Арагона и П. Элюара (Франция), Б.Брехт, И. Бехер, А. Зегерс (Германия), Д.Рид (США), М. Андерсен-Нексе (Дания) и др.
Социалистический реализм – творческий метод, имеющий нормативный характер. Основные принципы его таковы:
- отображение действительности в революционном развитии;
- классовость, партийность, народность;
- идея государственного абсолютизма, требующая отречения человека от личного ради интересов общества;
- новый тип личности, движущейся от личной обособленности к растворению в производственном коллективе, классе;
- ориентация на массовость, жизнеподобие, доступность.
3.Творчество А. Фадеева (1901 – 1956).
Первый роман А. Фадеева «Разлив» (1924) рассказывает о борьбе за советскую власть в одном из уссурийских сел. Это произведение во многом схематично, содержит множество отступлений от основного сюжета. В романе «Разгром» (1926) писателю уже тесен черно-белый мир классовых противоречий.
В центре романа – командир отряда партизан Левинсон. Он описан в романе как обыкновенный человек со своими недостатками, которые он подавляет, так как чувствует ответственность за судьбы людей. Партизаны, доверившие ему свои жизни, ни о каких сомнениях и разладах знать не должны.
Интересен в романе образ Мечика. Он пришел в отряд, мечтая о подвигах, о товарищах-богатырях в «одеждах их порохового дыма», ему представился случай умереть геройской смертью, но он не умер, а убежал, поставив под удар весь отряд. Предатель, себялюбец, индивидуалист – так определяется его поведение в романе. Но из текста также ясно видно, что прежде всего Мечика не принимают сами партизаны – они чувствуют в нет не просто чужака, а прежде всего интеллигента. Среда, которую показывает в романе А. Фадеев, сурова и груба, в ней нет места интеллигентности и романтизму.