double arrow

ТЕМА 15. ОБЭРИУ. Поэзия Н. Заболоцкого


ЛИТЕРАТУРА.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

Творчество М. А. Шолохова (1905 – 1984).

В первом произведении М.А. Шолохова – цикл «Донские рассказы» (1925) - отражает опыт продотрядника, опыт гражданской войны. Страницы этого произведения густо окрашены кровью, при этом кровопролитие изображается не как нечто чрезвычайное, а как естественное поведение людей, строящих новое общество.

«Тихий Дон» (1926 – 1940) - впервые после Л.Толстого – написан в жанре романа-эпопеи, частные судьбы изображены на фоне истории. В романе нет апофеоза революции, а есть суровая правда о трагедии целого народа. Автор показывает, что даже если этот кровавый путь обновления неизбежен, то он несет каждому отдельному человеку много горя. Мысль о том, что человек в революции очищается от покорности и рабства, по мнению автора, не верна. Народ звереет, дичает от вседозволенности, он становится игрушкой в руках истории.

Действие романа охватывает примерно десять лет (начинается в 1912 году, перед первой мировой войной, и завершается примерно в 1922, когда заканчивается гражданская война). В эпопее воспроизводится широкая панорама жизни донского казачества. В романе тесно переплетается достоверность с художественным вымыслом. Здесь много подлинных названий хуторов и станиц, много имен действительных участников событий.




Народные массы в романе изображены в непрестанном движении. М.А.Шолохов смотрит на массы как на главную, решающую силу истории. Писатель рассматривает народ с самого близкого расстояния, приставляет народ во множестве портретов, типов. Герои романа часто ищут правду не там, где она есть. Но они ищут ее, стремясь к справедливости, свободе, переживая действительно трагические состояния.

  1. Какие установки и принципы литературных группировок 20-30-х годов обусловили возникновение социалистического реализма?
  2. Социалистический реализм и классицизм.
  3. Социалистический реализм и романтизм.
  4. Романы А. Фадеева и каноны социалистического реализма.
  5. Проза А.Н. Толстого и традиции серебряного века.
  6. Роман М.Шолохова «Тихий Дон» и русская классическая литература.
  7. Прокомментируйте следующие высказывания:

««Хождение по мукам» - это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам – ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны».

(А.Н. Толстой. Предисловие к роману).

«Громадна заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего. И я невольно вспоминаю завет Льва Толстого, данный им самому себе еще в молодости, завет не только не лгать прямо, но не лгать и отрицательно – умалчивая. Шолохов не умалчивает, он пишет всю правду».



(К. Федин).

Бирюков Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М.,1976.

Метченко А.И. Мудрость художника. – М.,1976.

Петелин В.В. Жизнь Шолохова: Трагедия русского гения. – М.,2002.

Бушмин М. Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности. – Л.,1971.

Озеров В.М. Александр Фадеев. Творческий путь. – М.,1970.

Поляк Л.М. Алексей Толстой – художник. Проза. – М.,1964.

Крюков А.М. Алексей Николаевич Толстой. – М.,1989.

Боборыкин А.А. Александр Фадеев: Писательская судьба. – М.,1989.

ОБЭРИУ - объединение реального искусства. Входили: И. Бахтерев (художник, поэт, драматург), Д. Левин (поэт), Ю. Владимиров (поэт), К. Вагинов (поэт, прозаик), А. Введенский (поэт), Н. Олейников (поэт), Н. Заболоцкий (поэт), Д. Хармс (поэт, драматург). Дата возникновения – 1927 год.

Организационный центр – Ленинградский Дом печати. Выступления обериутов напоминали выступления футуристов, в них присутствовал элемент театрализованной алогической игры.

Основные принципы:

- стремление выйти за пределы искусства в жизнь («наша воля к творчеству универсальна, она перехлестывает все виды искусства и врывается в жизнь, охватывая ее со всех сторон»);



- поиск нового, «органического» мироощущения и нового подхода к вещам;

- принцип предметности, рабочего отношения к искусству (обериуты любили повторять, что искусство – это шкаф)

- новый художественный метод – «материалистическое ощущение вещи» и стремление «ощупать мир рабочим движением руки»;

- введение в образный строй стихотворения приемов живописи: четкое представление о взаимном расположении предметов в пространстве, использование деформации пространства, подбор метафор по цвету и форме, изображение натюрмортов.

А.Введенский – самый радикальный из обериутов. По словам Б. Пастернака, «он разбрасывает действие на куски, предмет – на части». Так возникает видимость бессмысленности, но предмет не теряет своей конкретности, а действие – закономерности (стихотворение «Но вопли трудных англичан…»). А.Введенский пытался создать литературу подсознания (или сверхсознания), эта установка родственна поэзии сюрреалистов. Кроме того, он стремился к созданию своеобразной алогической системы с элементами пародийной игры.

Д. Хармс. Его поэтическая система строилась на динамических ассоциациях, неожиданных сближениях, художественной логикой неожиданностей, логикой игры, которая сочеталась с событийностью стиха. В поэзии Д. Хармса хаотичность образов сочеталась с четким, предельно организованным движением стиха.

Драматическая поэма Д. Хармса «Елизавета Бам» - типичная драма абсурда (традиции С. Беккета, Ф. Кафки). Герои – люди, лишенные биографии, приходят арестовать Елизавету Бам за убийство, ссорятся между собой, ищут преступницу, играют в пятнашки…Героиня – то взрослая женщина, то маленькая девочка, ищущая защиты у папы и мамы. Смысл произведения – многозначность, многосоставность, разнообразная превращаемость жизни, соединяющей в себе логичное и алогичное, рациональное и иррациональное, условное и реальное.

Поэтика обериутов строилась на увеличении размаха ассоциаций, сближении противоположных вещей, на увеличении свободы превращение, пересечений, взаимных наложений образов. Стремясь к конкретности, к предметности, они парадоксальным образом в поэтических произведениях создавали образ мира, состоящего из знаков. Обериуты утверждали реальность условности. Но при этом и сама реальность становилась условной.







Сейчас читают про: