double arrow

ТЕМА 16. Трансформации модернизма в советский период. Поэзия


ЛИТЕРАТУРА.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

Поэзия Н. Заболоцкого (1903 – 1958).

Ранняя поэзия Н. Заболоцкого в целом вписывается в каноны ОБЭРИУ. Молодой Н. Заболоцкий – автор нескольких частей Декларации ОБЭРИУ («Общественное лицо ОБЭРИУ», «Поэзия обериутов»). Лирический герой сборника «Столбцы» - человек вне литературы, человек массовой культуры. Но он хочет выразить смыслы, массовой культуре недоступные, естественно, использует штампы, впадает в буквализм, но ценой огромных усилий смысл все-таки выражается (стихотворение «Вопросы к морю»).

Традиции поэзии Н. Заболоцкого – от Г. Державина и В. Хлебникова до бурлескной поэзии XVIII века и лубочной живописи. Его лирике свойственны смешение и контрастные переходы высокого и низкого, нагромождения и сдвиги словесных образных пластов, доходящие до произвола (это традиция В. Хлебникова). Заостренная предметность, вещизм, пафос углубленного познания – традиция О. Мандельштама.

В таких стихотворениях, «Цирк» (1928), «Меркнут знаки Зодиака…» (1929) и др. – ощущение поэтической новизны мира, его загадочности. Это странный глубинный мир, иногда страшноватый, иногда радостный – важная часть природы. Это то, что Ф. Тютчев назвал «родимым хаосом», и для поэта этот хаос действительно родимый, не вызывающий трагических ощущений. Поэт не отчуждает от себя странный мир, а приближает к себе, вглядывается вплотную и даже находит какую-то новую, домашнюю близость к нему. В поисках этой близости он обращается к посредничеству детского сознания.

В основе натурфилософии Н. Заболоцкого – представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые вечно находятся во взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма происходит от хаоса к космосу, гармонической упорядоченности всех элементов. Основную роль здесь играет сознание, которое, по словам поэта, «глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека». Поэтому именно человек должен взять на себя заботу о преобразовании природы. Но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, так как эта несовершенная и страдающая «вековечная давильня» заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку. В поэме «Торжество земледелия»(1933) утверждается, что миссия разума начинается с социального совершенствования человеческого общества, а затем она распространяется на отношения человека и природы.

В поздних стихах Н. Заболоцкого – та же философия природы, однако она выражается открыто, просто, без сдвигов образных пластов и сложных ассоциаций (стихотворения «Слепой»,1946; «В этой роще березовой…»,1946 и др.). В произведениях этого периода возникает интерес к конкретным человеческим судьбам, поэт обращается к жанру психологической зарисовки (стихотворения « Жена», 1948;«Старая актриса», 1956; «Неудачник»,1953; «Некрасивая девочка»,1955 и др.).

1. Обериуты и русский футуризм.

2. Эпатаж в творчестве обериутов.

3. Творчество Н. Заболоцкого и традиции русской классической литературы.

4. Своеобразие натурфилософии Н. Заболоцкого.

5. Прокомментируйте следующие высказывания:

«Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность…».

(Н.А. Заболоцкий. Из письма к Е.В. Клыковой).

«…Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их».

(Н.А. Заболоцкий. Из письма к К.Циолковскому).

Ямпольский М. Беспамятство как исток: Читая Хармса. – М.,1998.

Македонов А.В. Николай Заболоцкий: Жизнь. Творчество. Метаморфозы. – Л., 1985.

Заболоцкий Н. Поэзия, завещанная потомкам // Заболоцкий Н. Столбцы и поэмы. Стихотворения. – М.,1989.

1.Творчество А.Ахматовой (1899 – 1966).

Стихи А. Ахматовой отличаются от произведений ее литературных предшественников прежде всего вещностью, конкретностью. Любое чувство, даже самое сложное, проявляется у нее в четком жесте, в точной, детали (стихотворения «Песня последней встречи», «Дверь полуоткрыта…», цикл «Смятение»). Каждое переживание сплетено с бытовым пространством и с реалиями природы. Главное в ахматовском отношении к вещам – эта загадочная, неизреченная связь между внутренним и внешним миром, которая устанавливается если не в действительности, то в слове. Поэтому новая мера вещественной конкретности связана у А. Ахматовой с новой мерой духовной всеобщности (цикл «В Царском Селе»).

С самых ранних стихов для А. Ахматовой характерен идущий от И.Анненского интерес к мгновению и, следовательно, четкая фиксация временных мет. Но еще важнее для А. Ахматовой моменты перехода от мгновения к мгновению, что, по сути,

есть постижение бега времени в его самой глубинной сущности (стихотворения «Молюсь оконному лучу…», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» и др.). И неразделенная, мучительная любовь - единственно возможный язык для разговора о времени и со временем, а бег времени – последняя мука.

А. Ахматова четко знает, что бег времени беспощаден, что он властно вторгается в человеческую душу, уничтожая прошедшее (стихотворения «Мои молодые руки…», «Три осени», «Все души милых…» и др.). Возникает необходимость противостоять бегу времени, преодолеть его. Преодоление времени происходит в слиянии с его бегом. В результате время движется в обратную сторону, возвращая прошлое (стихотворение «Дымное исчадье полнолуния…», Шестая из «Северных элегий» и др.».

Поэтому поэтическая память – один их главнейших устоев ахматовской поэзии. Память у А. Ахматовой пронизывает временные пласты, в результате чего прошлое наплывает на настоящее и образуется временная воронка, в которой разные эпохи уже практически неразличимы. Поэтическая память сопрягает то, что далеко отстоит во времени и находит между разнородными явлениями глубинные связи. Она дает возможность поэту находиться одновременно в прошлом, настоящем и будущем и восстанавливать в слове то, что разрушено временем.

В поэме «Реквием» исходная ситуация – Ад. Это не метафора, а место действия – это пространство максимальной обособленности и безвыходности, все вывернуто наизнанку, перепутано, и апокалипсические звезды имеют совершенно реальный жизненный смысл. Это ситуация разлома времен, исторического перелома, когда прошлое закончилось, будущего нет, и человечество погружено в бездну межеумочности и страха.

Эта ситуация в поэме преодолевается тем, что здесь нет отдельных страдающих личностей, но есть одна и та же беда, случившаяся и с женами декабристов, и со «стрелецкими женками». Их безумие, их беды, их смерти уже неотличимы друг от друга. Преодоление разлома времени обретается через возвращение самых мучительных моментов прошедшего, его поминание и оплакивание. Все эти моменты объединяет поэтическое слово, ведь «это вы можете описать» уже означает, что «это вы можете преодолеть».

Поэма подтверждает общую закономерность ахматовского творчества: чем безвыходнее и безнадежнее ситуация, складывающаяся в историческом времени, тем властительнее мощь поэтического слова, эту ситуацию преодолевающего.


Сейчас читают про: