double arrow

Творчество А. Платонова (1899 – 1951)

Проза И. Бабеля (1894 – 1941).

И. Бабель вошел в литературу как автор цикла рассказов «Конармия» (1921). Основой этого произведения послужили дневниковые записи писателя. Первая Конная армия, показанная И. Бабелем, резко отличалась от красивой легенды, сочиненной официальной пропагандой. Неоправданная жестокость, насилие, кровь - и напряженное стремление к правде и справедливости, свойственное героям, - основное противоречие цикла. Объясняется оно ситуацией богооставленности, в результате чего человек вполне может встать на место бога и добиться правды теми методами, которые ему доступны.

Поведение героев «Конармии» - своеобразный театр, они играют жизнью и смертью, не только чужой, но и своей. Отсюда карнавальность – одно из главнейших свойств бабелевского стиля. В «Конармии» священное постоянно снижается до уровня обыденного, а обыденное – поднимается до уровня сакрального (рассказы «Сашка Христос», «Пан Аполек» и др.). Слово – главный инструмент игры и карнавализации, писатель играет осколками устоявшихся стилистических систем, штампами канцеляриста, революционной пропаганды, диалектизмами, и все это нанизывается на некое эстетизированное просторечие. Динамизм бабелевской фразы – в непредсказуемых переходах от одного элемента к другому. Играя жизнью, герой испытывает потребность в слове – процесс говорения становится для него своеобразной сценой.

Одновременно с «Конармией» И. Бабель работает над циклом «Одесские рассказы» («Король», «Как это делалось в Одессе», «Отец», «Любка Казак»). Драматизму «Конармии» противостоит юмористическая стихия «Одесских рассказов», в которых меньше всего чувствуется время и история. Неожиданны и исключительны сюжеты и ситуации, люди и их поступки, бытовые эпизоды в этом произведении. Главные герои – одесские бандиты, грабители, контрабандисты – изображаются как благородные рыцари, наподобие Робин Гуда. Их преступления – своеобразный театр, в котором каждый выполняет свою роль.

Ранний, романтический период творчества А. Платонова (1919 – 1923) отмечен уверенностью в торжестве революции, которую он воспринимал как явление космического масштаба, как начало небывалой эры, как путь к гармонии и всеобщему счастью. Писатель уверен в том, что неустройство мира призрачно и недолговечно, так же, как разобщенность и бессилие человечества.

К этому периоду относится первая книга стихов «Голубая глубина» (1922), повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Сокровенный человек» (1928). Проза данного периода вписывается в общую для литературы того времени проблематику – пробуждение традиционного «маленького человека» в революции. В центре внимания писателя – мастеровые, машинисты, правдоискатели по своей внутренней сущности, «сироты» по своему душевному состоянию. Все они пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве. Это специфические патоновские скитальцы или «душевные бедняки», побоявшиеся после событий революции остаться без «смысла жизни в сердце». Именно таким предстает в повести «Сокровенный человек» главный герой Фома Пухов. Он – стихийный философ, осмысливающий каждое свое движение в жизни. Герой путешествует по «проселкам революции, пытаясь понять что-то важное во времени и в себе. Его впечатления то запаздывают, то опережают события, принимая фантастический характер. Поэтому он то впадает то в душевный полусон, то в состояние повышенного возбуждения.

Следующий этап творчества А. Платонова – критический. Основное ощущение этого периода сформулировано в повести «Усомнившийся Макар» (1931): «Революция затихла, мастеровой воевал, а чиновник победил…». Кроме этой повести, основные произведения данного периода – сатирические повести «Город Градов» (1930), «Впрок» (1932). В этих повестях повествуется о засилье бюрократизма, об административной опеке, которая порождает пассивность, бессмысленный страх перед казенной бумагой, отчуждение людей друг от друга.

Третий период творчества – период антиутопий, время написания романов «Чевенгур», «Котлован».

Роман «Чевенгур» состоит из трех частей. Первая часть – «Происхождение мастера» – предыстория главного героя романа Саши Дванова. Во второй части повествуется о путешествии Саши Дванова и Степана Копенкина среди разного рода интеркоммун. В третьей части все герои собираются в Чевенгурской коммуне и гибнут за нее в бою с неведомо откуда взявшимися казаками. Своеобразие временной организации романа состоит в том, что здесь совмещены разные периоды российской истории –гражданская война и коллективизация. Действие романа происходит в незарегулированном самоорганизующемся пространстве.

Чевенгурский коммунизм – коммунизм народной утопии. Устраивается обитель душевного товарищества, монастырь абсолютного равенства, где нет никакого преобладания человека над человеком – ни материального, ни умственного, никакого угнетения. Для этого уничтожается собственность и труд как источник ее приобретения. Ради мечты льется кровь, мечта реализуется уродливо, извращенно. По сути, перед нами – модель казарменного коммунизма в ее предельном выражении.

Очень важна фольклорно-мифологическая основа романа. Главный герой - порождение волшебной сказки, о чем говорит его фамилия (два Ивана – Иван-дурак и Иван-царевич). Актуальны также евангельская традиция, традиция рыцарского романа и др. Двойственность героев, бурно революционных снаружи сходных своим молитвенным пафосом с искателями праведной жизни, объясняет главный парадокс романа: все сразу верят, что Чевенгур действительно существует. Желание веры стало творцом веры.

4. Творчество М. А. Булгакова (1891 – 1940).

Начиная с ранних рассказов и заканчивая романом «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков определяет реальную жизненную основу своих произведений словом «странная». Его притягивают к себе фантастические несуразности окружающей действительности, отклонения от нормы, ставшие нормой. Такое парадоксальное и остраненное восприятие акцентирует не странность странностей, их будничную привычность. Писатель заговорил о мистике современности, открывая закономерное сквозь призму алогизма. Карнавальность, театральность – основные черты поэтики М. А. Булгакова.

Ранние сатирические повести: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» (1923 – 1925).

В повести «Дьяволиада» сильно гоголевское начало, гоголевский герой соединен с гоголевским повествователем. Это – рассказ о маленьком человеке в окружении сложной, сокрушающе действующей реальности. Главный герой Коротков сходит с ума и гибнет. Причина этого – не только Кальсонеры-двойники, то есть случайные несуразности происходящего, сколько общее ощущение шаткости, неуверенности, ирреальности жизни. Отдельные абсурдные частности, собираясь воедино, обнажают беззащитность героя, его одиночество в жизни.

Повесть «Роковые яйца» написана в жанре антиутопии. Дело не только в непредсказуемых последствиях научно-технического прогресса, а в социальных и идеологических мотивировках, накладывающихся на этот процесс, - вмешательство Рокка с бумагой, его решительность, соединенная невежеством. Финал повести откровенно ироничен. Писатель не скрывает, а напротив, обнажает художественную неубедительность, «механистичность» благополучной развязки.

В повести «Собачье сердце» прежде всего исследуется двойственность человека. Звериное начало есть и в профессоре Преображенском, однако оно проявляется лишь в момент чрезвычайного напряжения сил, поведением же героя управляет сознание. Ирония произведения состоит в том, что в Шарикове звериное и человеческое меняются местами. Сознательное, разумное безусловно оказывается прерогативой собаки, оно исчезает, когда собака превращается в человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: