Понятие и система государственных и муниципальных доходов

Правовое регулирование государственных

Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряже­ние государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате оно располагает своими, т.е. государственными, доходами. Они на­ходятся в собственности РФи ее субъектов. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого собственными доходами располагают муниципальные образования – это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управле­ние которыми осуществляют органы местного самоуправления.

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процесс е его распределения и пере­распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспе­чению обороны и безопасности страны, а также для функцио­нирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также являются частью на­ционального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопро­сов местного значения, исходя из интересов населения соот­ветствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государст­венные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюд­жетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают, соответственно, в муниципальные денежные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.

Действующая в РФ система государственных и местных до­ходов базируется на принципе единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФопределяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными обра­зованиями. Поэтому при наличии соответствующих источни­ков в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений.

Составляя единую систему, государственные и местные до­ходы классифицируются по Группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наи­более существенные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства.

В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

а) от государственного или муниципального хозяйства, об­разующиеся главным образом в результате производствен­ной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и при­родных ресурсов государства или муниципальных обра­зований. При этом получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении предприятий;

б) предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

в) совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;

г) личных доходов граждан.

По территориальному уровню доходы подразделяются:

- на федеральные;

- доходы субъектов РФ;

- местные доходы муниципальных образований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления.

Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объек­та. Но более разнообразными по формам и методам взимания являются, однако, неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными.

Если принять во внимание порядок образования и исполь­зования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы: централизованные и децентрализованные доходы.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы ­ – это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распо­ряжении и используются ими самостоятельно на ПРОИЗ)30дствен­ные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государ­ственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления, как и другое за­крепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГКРФ). Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей при­былью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным (в разных территориальных масштабах)доходамотносятся доходы, сосредоточенные в государствен­ных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФотносит к федеральной государ­ственной казне, государственной казне субъектов РФмуни­ципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями.

Доходные источники государственных и, местных бюдже­тов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их в соответствующее время на наи­более важные, приоритетные потребности общества для фи­нансирования намеченных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: