К числу целевых государственных фондов денежных средств следует отнести и отраслевые денежные фонды, число которых в настоящее время увеличивается.
Целевые государственные фонды денежных средств образуются в рамках министерств, ведомств, а иногда и органов исполнительной власти субъектов РФ и используются, как правило, на конкретные цели в рамках той или иной отрасли или того или иного вида деятельности.
В последние годы более широкое развитие государственных отраслевых денежных фондов обусловлено потребностью осуществления расходов, которые не могут быть произведены самостоятельно тем или иным предприятием.
Государственные отраслевые денежные фонды являются в рамках отрасли централизованными фондами, так как формируются за счет внутренних резервов организаций, входящих в ту или иную отрасль народного хозяйства.
Образование государственных отраслевых денежных фондов осуществляется во исполнение тех или иных федеральных законов, указов Президента на основе постановлений Правительства РФ.Создаются также межотраслевые фонды.
|
|
Например, Правовой режим отраслевых и межотраслевых фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определен Порядком образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. а также положениями о каждом из этих фондов, которые утверждены соответствующими министерствами, ведомствами, корпорациями и т.д.
Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (далее - внебюджетные фонды):
§ Министерство образования и науки Российской Федерации - российский фонд технологического развития;
§ федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; коммерческие организации - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций.
Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций создаются по согласованию с Министерством образования и науки РФ, которое осуществляет регистрацию и учет этих внебюджетных фондов. Порядок регистрации и учета указанных внебюджетных фондов устанавливается Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.
|
|
Вышеназванные фонды создаются в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в коммерческих организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Указанные фонды не имеют прав юридического лица и действуют от имени тех органов и организаций, в которых они образованы.
Источником образования такого рода фондов являются добровольные отчисления предприятий и организаций.
Средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций направляются на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе в области создания новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и совершенствования применяемых технологий, повышения технического уровня продукции, стандартизации и сертификации продукции, охраны труда и техники безопасности.
Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций, в которых созданы внебюджетные фонды.
5. Единый социальный налог как основной источник формирования целевых внебюджетных фондов
Основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве «страховые платежи» либо «страховые взносы».
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется, на положениях Конституции РФ,устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы.
В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится по страховым тарифам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых тарифов в государственные социальные внебюджетные фонды утвержден в налоговом законодательстве. Размеры взносов приведены.
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования в НК РФобъединены в единый социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов (ст. 13).
Налогоплательщиками признаются:
§ лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели;
§ физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
§ индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты другим физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
|
|
Объектом налогообложения для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты другим физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц, а для индивидуальных предпринимателей и адвокатов - как сумма доходов, полученных такими налоготельщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
|
|
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФподлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Ставки налога (ст.241 НК РФ) приведены в таблице:
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года | Федеральный бюджет | Фонд социального страхования | Фонд обязательного медицинского страхования | Итого | |
Федеральный | Территориальные | ||||
до 280 000 | 20% | 2,9% | 1,1 % | 2,0% | 26% |
от 280 000 до 600 000 | 56 000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 | 8 120 рублей + 1% суммы, превышающей 280 000 | 3 080 рублей + 0,6 % суммы, превышающей 280 000 | 5 600 рублей + 0, 5 % суммы, превышающей 280 000 | 72 800 рублей 10% суммы, превышающей 280 000 |
свыше 600 000 | 81 280 рублей + 2 %81 с суммы, превышающей 600 000 рублей | 11 320 рублей | 5 000 рублей | 7 200 рублей | 104800 рублей + 2 % от суммы, превышающей 600 000 рублей |