double arrow

Москва 2011


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Научно-познавательная и энциклопедическая книга

Не без влияния декабристских идей широкое развитие получает естественнонаучная литература. Наряду с переводными значительное место занимают в ней книги отечественных авторов, предназначенные читателям разных возрастов. Как и в предыдущие столетия, авторы стараются оживить научные сведения, сообщить в форме беседы, придать им занимательный, игровой и развлекательный характер.

Самым распространенным жанром становится энциклопедия, в которой успешно развиваются традиции древнерусских рукописных книг, «Письмовнику» Н. Курганова и других изданий. Таковы: «Детская энциклопедия, или Новое сокращение всех наук» (1802, 18-18), «Детская энциклопедия, или Новое понятие о всех науках» С. Ушакова (1811);, «Новейшая детская энциклопедия, или Понятие о всех науках» (1815), «Драгоценный подарок детям, ил» Новейшая и полная энциклопедическая российская азбука с сокращенным понятием о всех науках» Павла Вавилова (1818) и др.

К началу 20-х годов объем знаний, предлагаемых детям, настолько увеличился, что в одну книгу их не могли поместить. Появилась потребность в естественнонаучных книгах по отдельным: отраслям. Таковы «Краткая естественная история птиц» (1821), «Краткая естественная история четвероногих животных» (1821) и др.

Что касается прямых связей детских писателей с декабристами, то двое из них - В. Ф. Одоевский и О. М. Сомов - в молодые годы были, тесно связаны и общались с активными деятелями этого движения, хотя официально членами тайных обществ не были. Членом декабристского «Вольного общества любителей российской словесности» был будущий автор «Черной курицы» А. Погорельский.

Одоевский издавал вместе с В. Кюхельбекером альманах «Мнемозина» (1824-1825), в котором довольно ясно выражались литературно-эстетические взгляды декабристов. Не без влияния декабристов продолжалось и дальнейшее его творчество.

Орест Михайлович Сомов - сослуживец К. Ф. Рылеева - был близок с А. Бестужевым. Его статью «О романтической поэзии», в которой автор выступал за создание народной поэзии, редактировали К. Ф. Рылеев и А. Бестужев. После восстания 1825 г. Сомова арестовали, но так как его причастность к тайному обществу не была установлена, он был освобожден. С ноября 1830 г. он становится редактором-издателем «Литературной газеты». Из 13 рецензий на детские книги, опубликованных на страницах этой газеты, большинство были написаны О. Сомовым.




Дальнейшее развитие детской литературы, как и всей русской культуры, нельзя представить без влияния декабристских идей. Они сыграли важную роль в развитии революционно-демократической критики, в повышении идейности творчества прогрессивных писателей последующих поколений. Так, мысли о народности литературы и литературы для народа, впервые высказанные декабристами, получили развитие в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, теоретически разработаны Н. А. Добролюбовым. Проблема воспитания и обучения широких слоев народа, над которой в 40-е годы работали В. Ф. Одоевский и другие передовые деятели той эпохи, в 60-е годы получила всестороннее научное обоснование и дальнейшее развитие в классических педагогических трудах К. Д. Ушинского.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Литература России XIX – начала XXI века

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению 033000 - Культурология

профиль

культура России


Литература России XIX – начала XXI века:

Учебно-методический комплекс



Составитель: И.В. Кондаков, д. филос., к. филол. н., проф.,

действ. чл. РАЕН

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании

кафедры истории и теории культуры 21.04.11 протокол № 8

© Российский государственный гуманитарный университет 2011


1. Цели и задачи дисциплины:

Цели дисциплины

  • показать место, которое занимает литература (искусство слова) России среди других явлений российской культуры и иных видов искусства;
  • сформировать у студентов представление о литературе России как целостном феномене культуры, меняющем свои параметры в ходе национальной и мировой истории;
  • освоить методику выявления опорных категорий литературоведения (литературных родов, жанров, стилей, направлений и методов) для построения целостной истории литературы России XIX – XXI вв.

Задачи дисциплины

  • ознакомить студентов с периодизацией и типологией литературы России Новейшего времени;
  • изучить систему литературоведческих категорий, которые составляют основы теории литературы и поэтики и могут быть приложены, в частности, к истории русской литературы XIX – XXI вв.
  • изучить множественность литературных форм, а также теоретических и исторических подходов к анализу историко-литературного процесса и текстов литературных произведений.
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП: «Литература России XIX – XXI вв.» является базовой общепрофессиональной дисциплиной культурно-исторического модуля и адресована студентам, обучающихся по направлению «Культурология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин гуманитарно-социально-экономического цикла, как «История России», «Всеобщая история», «Русский язык и культура речи»; общепрофессиональных дисциплин теоретико-культурного модуля – «Эстетика», «Теория культуры», «Лингвистика и семиотика» – и культурно-исторического модуля – «История культуры», «История искусств». Она призвана способствовать формированию исторических представлений о культуре слова и словесности в России, которые в дальнейшем будут углубляться в процессе освоения ряда прикладных и специальных дисциплин.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения «Литературы России XIX – XXI вв.» направлен на формирование следующих компетенций:

· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);

· способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

· готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • содержание изложенных в курсе теоретических и методологических концепций изучения литературы; базовые термины теории и истории литературы;
  • историко-культурный контекст, обусловивший появление изучаемых историко-литературных явлений и развитие вербальной культуры;
  • историко-культурную взаимосвязь литературных произведений с другими факторами социальной и культурной истории (философия, религия, общественно-политическая мысль, искусство, журналистика и т.п.)

Уметь:

  • анализировать и интерпретировать литературные тексты в культурологическом и литературоведческом аспекте;
  • оценивать художественную значимость и новаторство литературных произведений;
  • выявлять взаимосвязь различных литературных текстов между собой и литературных текстов с другими текстами культуры.

Владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины;
  • техниками анализа литературных текстов как текстов культуры.
Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: