Вопрос. Понятие и виды территорий в международном праве

Заключение.

Воздушное и космическое пространство

Морские пространства.

Состав и юридическая природа государственной территории.

Документы:

Договор об Антарктике 1959г.// Международное право в документах. Сост. Н.Т. Блатова. М., 1983г.

Договор о принципах деятельности государств, по исследовании и использованию космического пространства, включая, Луну и другие небесные тела. 1967// Международное право в документах. Сост. Н.Т Блатова. М.,1982г.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958г.

Конвенция об открытом море 1958г.

Конвенция о континентальном шельфе 1958г.//Международное право в документах. Сост. Н.Т. Блатова. М.,1958г.

Конвенция ООН по морскому праву 1982г.//Сборник соглашений, «Конвенция по борьбе с преступлениями международного характера». А.Г. Богатырев. М., Академия МВД.1990г.

Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» //Ведомости АН.1993,№17.

Литература

Дополнительная:

Ермошин В.В. К вопросу о характерах российско-японских разногласий относительно принадлежности Южного Сахалина и Курильских островов.// Московский журнал международного права. 1995г. №4

Кузнецов С.В. Прямые исходные линии и исторические коды в международном морском праве. // Московский журнал международного права. 1993г. №4.

Постышев В.М., Даниленко Г.М. Концепция общего наследия человечества в международном праве. Два подхода к одной проблеме.// Советское государство и право. 1988г. №6

Черноморские проливы – артерии жизни.//Международная жизнь, 1996г. №4

Методические указания.

Следует обратить внимание на значение территорий для существования человечества, т.к. территориальные проблемы – важнейшие проблемы международных отношений, нередко приводившее к вооруженным конфликтам. Обучаемые должны знать понятие и составные части государственной территории, правовые основания ее изменения.

Введение.

Термин «Территория» в международном (и внутригосударственном) праве используется для обозначения некоторого земного, а также внеземного (космического пространства, отграниченного от других земных пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус и соответствующий ему правовой режим.

Международно-правовые нормы, определяющие правовой статус пространств, дают ответ лишь на вопрос о том, подчинены ли данные пространства суверенитету какого-либо государства или нет.

Земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две большие категории: пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).

Такие пространства – государственная территория и негосударственная территория – отделены друг от друга границами.

Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также(когда это возможно) на местности и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом и теоретически – до центра земли в глубь ее недр, а практически – на доступную для проникновения в недра глубину.

Государственная территория- это пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом или части).

Международная территория – пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства (Антарктика, открытое море, воздушное пространство над ним, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая луну и другие небесные тела). Эта территория открыта для использования всеми государствами в соответствии с правилами, установленными нормами международного права.

К территориям со смешанным правовым режимом относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Эта территория до заключения международных соглашений об особом правовом режиме считалась частью международной территории (открытого моря). Особенность правового режима заключается в том, что прибрежные государства наделены исключительными суверенными правами по разведке и разработке ресурсов этих территорий. Вместе с тем, согласно международным нормам, сохраняются определенные права других государств (свобода судоходства, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, научные исследования).

2 вопрос. Состав и юридическая природа государственной территории Государственную территорию образуют: сухопутная территория; водная территория; воздушная территория; недра (под сухопутной и водной территориями).

Сухопутное пространство - это сухопутная территория материка и (или) островов. Водная территория включает внутренние воды и территориальное море. К внутренним водам относятся воды рек, озер, каналов и других водоемов, берега которых примыкают к данному государству, а также определенная часть морского пространства, прилегающая к побережью государства (воды портов, бухт, проливов, заливов и др.). Территориальное море представляет прибрежную морскую полосу шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государств - часть воздушного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высокий предел воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространств.

Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, помещения дипломатических и консульских представительств, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование вне пределов международной территории (искусственные острова, буровые установки).

Территория государства может изменяться в результате:

- национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение,

- обмена государственными территориями по соглашению сторон;

- цессии - уступки требования (в настоящее время не используется);

- применение мер ответственности за агрессию.

За государствами, размещающими на территории другого государства по договору свои вооруженные силы, признается право юрисдикции в отношении личного состава войск, его имущества.

Понятие "территория, на которую распространяется национальная юрисдикция" является более широким, чем "государственная территория". Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (прилежащая зона, континентальный шельф, экономическая зона).

Государственные границы, разделяющие территории соседних государств или отделяющие государственную территорию от негосударственной, должны быть международно-признанными и международно-установленными.

Международно-прuзнанные межгосударственные границы - это те, прохождение которых согласованно сопредельными государствами. Границы являются установленными, когда они делимитированы, т. е. когда линия их прохождения обозначена на картах (обычно достаточно крупного масштаба), составляющих неотъемлемую часть межгосударственного договора, а также демаркированы, т. е. проведены и обозначены, если это возможно, на местности и описаны в протоколах о демаркации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: