double arrow

Отраслевые, территориальные подсистемы ГСЧС и их звенья

Задачи, структура, уровни, состав сил и средств ГСЧС.

СИТУАЦИЙ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

ТЕМА 2. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Учебные вопросы:

1. Задачи, структура, уровни, состав сил и средств ГСЧС. Отраслевые, территориальные подсистемы ГСЧС и их звенья.

2. Руководство функционированием ГСЧС.

3. Режимы функционирования ГСЧС. Основные мероприятия, осуществляемые при функционировании режимов ГСЧС.

Литература:

1. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. N 35 «Об утверждении Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (Изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2003 г.).

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2002 г. № 181 «Об утверждении перечня республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в которых создаются отраслевые подсистемы Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2003 г. № 905 «Об утверждении положения о государственном надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

6. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 18 октября 2004 года №33 «Об организации государственного надзора и контроля за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

ГСЧС - это система органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы повседневного управления по ЧС), силы и средства Министерства по чрезвычайным ситуациям, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих на основе реализации комплекса экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества граждан, юридических лиц, экономических интересов государства.

Государственная политика в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в Республике Беларусь проводиться посредством целенаправленной и скоординированной деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций и граждан в соответствии с их правами, полномочиями и обязанностями в этой сфере.

Содержание государственной политики, ее основные направления зависят от сложившихся объективных условий, природных и техногенных угроз и реальных экономических возможностей государства по ее реализации. В настоящее время создана и функционирует ГСЧС являющаяся организационной системой, объединяющей органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной и распорядительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий обеспечивающих защиту населения, территории, окружающей среды, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от ЧС природного и техногенного характера.

Создание ГСЧС осуществлялось с учетом следующих принципов:

- защите от ЧС и их последствий подлежит все население Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Республики Беларусь;

- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией органов государственного управления, местного исполнительных и распорядительных органов, а также организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;

- организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству Республики Беларусь и решаемым задачам;

- при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов ЧС природного и техногенного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия их последствий, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников.

В соответствии с Законом Республики Беларусь “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” основными задачами созданной ГСЧС являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Государственное управление и координация деятельности республиканских органов государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Организационная структура ГСЧС строится по территориальному, отраслевому и производственному принципам (на территориях областей, городов, районов, в министерствах, комитетах, объединениях и на предприятиях, в организациях, учреждениях). Это означает, что планирование и проведение всех мероприятий осуществляют, как высшие, так и местные органы государственной власти и управления от Совета Министров Республики Беларусь в масштабах государства до местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в границах соответствующих звеньев территориального деления (областей, районов, городов, районов в городах, сельских советов и поселков), так и министерства, комитеты, учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью и учебные заведения всех типов.

ГСЧС образуют: Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям, территориальные и отраслевые подсистемы, входящие в них звенья.

ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый (схема 2.1).

Говоря об уровнях ГСЧС, необходимо отметить, что к республиканскому уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения республиканских органов государственного управления. К территориальному уровню относятся исполнительные и распорядительные органы, силы и средства территориальных подсистем ГСЧС с элементами отраслевых подсистем, дислоцированных на этих территориях. Местный уровень охватывает территорию района, города (района в городе), а объектовый - территорию предприятия, учреждения и организации.

Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы повседневного управления по ЧС, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых, материальных ресурсов.

Важнейшей составной частью ГСЧС являются ее силы и средства, выполняющие следующие основные задачи:

- осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления ГСЧС;

- ликвидация ЧС, проведение АСДНР при ЧС;

- проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;

- проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;

- восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

- поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;

- разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС, наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.

К силам и средствам ликвидации ЧС относятся: органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям; территориальные и объектовые НФ ГО; организации и подразделения экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения; штатные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные подразделения и формирования министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также учреждения ветеринарной службы и станции защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия, территориальные и объектовые аварийно-спасательные формирования, специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Решениями руководителей организаций на базе существующих специализированных подразделений могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации ЧС.

Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Республики Беларусь. Силы и средства органов внутренних дел Республики Беларусь применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на эти органы законодательством Республики Беларусь.

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по защите населения и территорий от ЧС в соответствии с законодательством Республики Беларусь и со своими уставами, под руководством соответствующих органов повседневного управления по ЧС при наличии лицензии на выполнение аварийно-спасательных работ. На органы управления ГСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне ЧС и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в условиях ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственного комитета по гидрометеорологии, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здравоохранения, Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды.

Задачами сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов являются:

- сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов:

- представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;

- прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;

- контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов;

- проведение экологической экспертизы текущих и перспективных планов развития и размещения производительных сил, отраслей промышленности и их объектов;

- контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;

- прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;

- прогнозирование появления и развития эпизоотий и эпифитотий.

Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты Министерства по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также территориальных подсистем образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС.

Структура органов управления, сил и средств ГСЧС изложена на схеме 2.2.


Сейчас читают про: