double arrow

Вопрос. Морские пространства

Международно-правовые нормы, определяющие право вой статус морских пространств, дают лишь ответ на вопрос о том, подчинены ли данные пространства суверенитету какого-либо государства или нет.

Международное морское право стало конвенционным (Женевские конвенции ООН по морскому праву 1958 г., всеобъемлющая Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в которой установлен правовой статус и режим всех морских пространств, а также живых и минеральных ресурсов Мирового океана и его дна.).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 Г. (вступила в силу 16 ноября 1994 г.) впервые в истории международных отношений установила для всех без исключения государств максимальный предел ширины территориального моря- 12 морских миль, а также определены основные критерии пределов континентального шельфа, внешних границ вод государств-архипелагов.

Внутренние морские воды. Правовой статус внутренних морских вод определяется государством, имеющим морское побережье, так как они являются частью территории государства.

К внутренним морским водам относятся:

1) воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

В местах, где береговая линия глубоко изрезанна и извилиста или где имеется вдоль берега и непосредственной, близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмечается ширина территориального моря, может применяться, метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки;

2) воды морских портов (до линии, проходящей через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые рассматриваются как часть берега),

3) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству (до линии, где ширина естественного входа в залив достигает 24 морских миль),

4) воды "исторических заливов" независимо от ширины входа в них. Все иностранные суда во время пребывания в порту обязаны неуклонно соблюдать законы и правила прибрежного государства. Иностранные суда и их экипажи подчинены гражданской, административной юрисдикции прибрежного государства, которое, однако, обычно воздерживается от осуществления такой юрисдикции по делам, относящимся к внутреннему правопорядку на иностранном судне.

Гражданская юрисдикция предусматривает компетенцию судебных учреждений прибрежного государства рассматривать иски, связанные с невыполнением контрактов или договорных обязательств иностранным судом и их владельцами, а также право властей порта задержать или арестовать иностранное судно в обеспечении исков или решений судебных органов.

Компетентные власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции в отношении моряков иностранных торгово-транстпортных судов, когда совершенное ими правонарушение на борту своего судна не затрагивает интересов прибрежного государства, прав и свобод его граждан, не нарушает его общественный порядок.

Военные иностранные корабли в морские открытые порты могут заходить, только получив предварительное разрешение или приглашение прибрежного государства. В случае несоблюдения ими законов и правил прибрежного государства, оно вправе потребовать, чтобы иностранный военный корабль покинул пределов внутренних морских вод.

Территориальное море (территориальные воды) – это примыкающий к берегу или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль и по своему правовому положению является частью территории прибрежного государства(или государства-архипелага). Внешняя граница территориального моря является государственной морской границей государства.

Хотя правовой режим территориального моря определяется прибрежным государством, однако при этом все прибрежные государства обязаны, согласно международному праву, обеспечить соблюдение общепризнанного права мирного прохода через свое территориальное море. В этом существенное отличие правового режима территориальных вод от правового режима внутренних морских вод.

Проход считается мирным, если он не нарушает мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Все военные корабли также имеют право на мирный проход, и обладаю иммунитетом от уголовной и гражданской юрисдикции прибрежного государства. Подводные лодки должны следовать при этом на поверхности и поднимать свой флаг.

Иммунитет от юрисдикции признается и за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях. За внешней границей территориального моря лежат международные морские пространства - открытое море.

Открытое море - морское пространство за пределами границ территориального моря государств. Оно не подчинено суверенитету какого-либо государства. Правовой режим и правовой, статус открытого моря определяется международным морским правом.

Свобода открытого моря включает, в частности, свободу судоходства и полетов, свободу прокладывать подводные кабели, трубопроводы и возводить, искусственные острова и установки.

Все суда в открытом море подчиняются исключительной юрисдикции государства, под флагом которого они плавают.

Прилежащая зона - район открытого моря, прилегающий к внешней границе территориального моря. Прилежащая зона учреждается прибрежным государством, когда это необходимо, для осуществления контроля за соблюдением иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил в его внутренних морских водах и территориальном море.

Суверенитет прибрежного государства на прилежащую зону не распространяется. Ширина прилежащей зоны не должна превышать 24 морских миль, которые отсчитываются от исходных линий, используемых для измерения ширины территориального моря.

Исключительная экономическая зона (экономическая зона) район открытого моря, находящийся за пределами территориального моря и прилегающей к нему. Согласно ст. 57 Конвенции ООН по морскому праву1982 г. ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Особенность правового режима экономической зоны состоит в том, что прибрежному государству принадлежат суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и неживых) в ее водах, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления всеми этими ресурсами зоны.

Конвенцией ООН по морскому праву 1982г. предусматривается юрисдикции прибрежного государства в пределах экономической зоны в отношении создания и использования искусственных установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Все другие государства пользуются в экономической зоне предусмотренными для открытого моря свободами судоходства и полетов, прокладки, кабелей и трубопроводов и другими видами использования моря, относящимися к этим свободам.

Континентальный шельф географически является подводным продолжением континента (материка). Конвенция 1982г. определила континентальный шельф прибрежного государства" как морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние" (п. 1 ст. 76).

В тех случаях, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль, допускается проведение внешней границы континентального, шельфа на расстоянии 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (п., 5 СТ. 76).

Согласно Конвенции 1982 г. прибрежные государства осуществляют над континентальном шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными: если прибрежное государство не осваивает природные ресурсы своего шельфа, "никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства" (ст. 77).

Суверенные права прибрежных государств на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих его вод открытого моря и воздушного пространства над этими водами. Поэтому осуществление этих прав не должно ущемлять осуществление судоходства, воздушных полетов и других прав и свобод, предусмотренных Конвенцией 1982 г. для открытого моря.

Международный район морского дна. Для обеспечения согласованного правового порядка деятельности всех государств по разведке и освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа, на III Конференции ООН по морскому праву было решено объявить этот район дна морского и его ресурсы "общим наследием человечества" и кратко назвать его Районом.

Конвенция ООН 1982г. установила принципы, определяющие правовой статус и режим района. В основном они сводятся к следующему:1) ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении,какой бы то ни было части района и его ресурсов; 2) ни одно государство, юридическое или физическое лицо не может присваивать какую бы то ни было часть Района или его ресурсов, 3район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю, без дискриминации.

Проливы, используемые для международного судоходства (международные проливы). Проливы географически соединяющими два моря с океаном или части одного и того же моря, океана. Многие из них служат единственным возможным морским путем для международного судоходства,. поэтому они стали известны как международные проливы, Конвенция ООН 1982г. предусмотрела, что в проливах, используемых для международного судоходства "между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны", все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, "которому не должно чиниться препятствий".

Архипелажные воды представляют собой воды, находящиеся внутри государства-архипелага, Эти воды отграничиваются от, других частей моря вокруг государства- архипелага прямыми архипелажными линиями (исходными), которые соединяют "наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыпающих рифов архипелага" (ст. 47 Конвенции 1982г). Длина таких исходных линий, как правило, не должна, превышать 100 морских миль (чтобы предотвратить неоправданное расширение акватории архипелажных вод).

Проведенные таким образом исходные линии вокруг архипелага образуют границу архипелажных вод. Именно от этой границы государство-архипелаг отмеряет ширину своего территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Архипелажные воды подчинены суверенитету государства-архипелага: суверенитет распространяется также на воздушное пространство над архипелажными водами, на их дно, недра и на их ресурсы. В этом большое сходство архипелажных вод с внутренними морскими водами. Но есть одно существенное отличие, которое и обусловило выделение архипелажных вод в особый вид морского пространства. Согласно Конвенции 1982г без ущерба для правового режима внутренних, морских вод, которые могут существовать в пределах архипелажных вод (воды портов, заливов), суда всех государств пользуются, правом мирного прохода через архипелажные воды. Такой проход характерен для правового режима территориального моря.

1 вопрос. Воздушное и космическое пространство.

Международное воздушное пространство - это пространство над международным водным пространством и над Антарктикой, поэтому международные обязательства государств применительно к этому пространству вытекают главным образом из соответствующих предписаний Конвенций ООН по морскому праву.

В 1944 г. заключена Конвенция о международной гражданской авиации и создана универсального характера Организация международной гражданской авиации (ПКАО), Цель и задача этой организации - регламентация международных полетов гражданских воздушных судов в международном и национальном воздушном пространстве для обеспечения их эффективности и безопасности.

Совокупность и система норм, регулирующих деятельность международной гражданской авиации, составляет ныне отрасль международного права, именуемую международным воздушным правом.

Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. Власть другого государства на данное воздушное судно не распространяется.

Каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки. Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы, Основанием допуска иностранных воздушных судов на территорию определенного государства, т. е. осуществления международных полетов, являются международные договоры либо специальное разрешение.

Космическое пространство - это также международное пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства. Правовой режим космического пространства также типичен для международного пространства. В его основе - принцип свободы исследования и использования космического пространства, включая расположенные в пределах Солнечной системы небесные тела. Важнейшим актом космического права является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.

Заключение. Планету Земля - ее сушу, воздушное пространство, Мировой океан, а также космическое пространство. Луну и другие небесные тела, с точки зрения правового режима можно разделить на три вида: 1) государственная территория, 2) международная территория; 3) территория со смешанным правовым режимом. Территориальные пространства земного шара составляют необходимую материальную базу существования человечества. Они являются предметом регулирования, как международного права, так и внутригосударственного права государств-участников международного общения,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: