Вопрос. Международные стандарты обращения с правонарушителями

В рамках ООН разработаны и приняты документы, которые устанавливают определенные стандарты отправления правосудия. В них содержатся нормы поведения должностных лиц, в той или иной мере сопричастных к отправлению правосудия, правила обращения с правонарушителями, нормы, защищающие жертвы преступления. К таким документам, в частности, относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые были приняты на l-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. и одобрены затем ЭКОСОС.

Правила не являются международным договором. Они служат государствам образцом при разработке национальных норм в этой области.

Правила состоят из двух частей: в первой даны общие правила в отношении всех категорий заключенных, во второй части содержатся, правила в отношении особых категорий заключенных, а именно: осужденных, душевнобольных, и страдающих умственными недостатками, подследственных, заключенных по гражданским делам и заключенных по соображениям безопасности. Правила основываются на принципе недискриминации по многим основаниям и учитывают религиозные убеждения и моральные установки заключенных.

В правилах содержатся требования к персоналу заведений. Международное сообщество уделяет значительное внимание запрещению пыток.

В декабре 1975 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных, или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Декларация осуждает любой акт пыток, квалифицирует их как "оскорбление человеческого достоинства" и закрепляет основные принципы для всех государств, осуществляющих эффективную власть.

10 декабря 1984 г. Генеральная Ассамблея на основе консенсуса приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Этим актом мировое сообщество раз и навсегда под страхом уголовного наказания наложило запрет на ужасную практику применения пыток ст. 4 Конвенции требует, чтобы государства-участники рассматривали все акты пыток в соответствии с их уголовным законодательством как преступление.

Впервые в международном праве ст. 1 Конвенции дает развернутое определение пытки как "любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего ища сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по тобой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причисляется государственным должностным лицом, или лицом, выступающим в официальном качестве, или по подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль и страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимых от этих санкций, или вызываются ими случайно "(ст. 1).

Конвенция предусматривает выдачу лиц, применяющих пытки. В случае отказа или 'невозможности выдачи, преступников, государство, на территории которого обнаружено лицо, применяющее пытки, обязано осуществить расследование и судебное разбирательство при определенных в Конвенции условиях. При этом установлена универсальная уголовная юрисдикция. Кроме того, государство должно обеспечить права жертв пыток на реабилитацию и компенсацию.

Для контроля за выполнением Конвенции создан Комитет против пыток, в который государства-участники раз в 4 года направляют доклады о мерах, принятых во исполнение рассматриваемой Конвенции, В 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Кодекс не является международным договором, а потому содержит рекомендательные нормы. Он состоит из 8 статей, каждая из которых сопровождается комментарием. Должностные лица по поддержанию правопорядка - это все должностные лица, связанные с применением права и обладающие полицейскими полномочиями. В это понятие включаются и представители военных властей (в форменной или гражданской одежде) и сил государственной безопасности в тех государствах, в которых они осуществляют полицейские функции.

Должностные лица по поддержанию правопорядка выполняют возложенные на них законом обязанности постоянно, защищают всех лиц от противоправных актов. Они уважают и защищают человеческое достоинство, поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам.

Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только при крайней необходимости и для выполнения своих обязанностей. Применение огнестрельного оружия допустимо в исключительных случаях.

Заключение.

В заключении можно выделить следующие специальные принципы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью а) неотвратимость ответственности за совершенное деяние; б) гуманность; в) неоказание правовой помощи по уголовным делам политического, расового и религиозного характера; г) защита государством прав своих граждан зарубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: