Глава 1. Права человека в истории международных отношений

§ 1. На пути создания

международной системы защиты прав человека

В "доверсальской" системе международных отношений права человека регулировались главным образом внутригосударственным правом. Международное право, рассматривая взаимоотношения между государством и его собственными гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, допускало лишь некоторые исключения.

Так, считалось правомерным применением вооруженной силы для защиты жизни и имущества своих граждан, находящихся на территории иностранного государства, на основе доктрины гуманитарной интервенции.

Эта доктрина в действительности служила одним из многочисленных оснований для порабощения "нецивилизованных" народов. Кроме того, во имя "гуманных" целей и под предлогом защиты национальных и религиозных меньшинств проходила борьба европейских держав за раздел и передел мира. Право на гуманитарное вмешательство официально закреплялось во многих международных договорах и соглашениях того времени <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Общая теория прав человека: Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996. С. 417 - 435.

Тем не менее в тот же исторический период были предприняты некоторые усилия, направленные на запрещение работорговли, на защиту прав рабочих, прав женщин, прав жертв вооруженных конфликтов.

Так, торговля рабами впервые осуждена на международном уровне в дополнительных статьях к Парижскому договору между Францией и Британией от 1814 г. В 1885 г. был принят акт Берлинской конференции по Центральной Африке, который провозгласил, что "торговля рабами запрещена в соответствии с принципами международного права".

Жалобы с требованием запретить рабство в 19-м столетии стали поводом к обращению внимания на права женщин.

После конференции против рабства, проходившей в Лондоне в 1840 г., две женщины - Элизабет Кэди Стентон и Лукреция Мотт начали международную борьбу за права женщин, которая привела к принятию в 1848 г. Конвенции в защиту прав женщин.

Еще одно важнейшее событие: образованный Женевской конференцией Международный комитет Красного Креста (МККК) подготовил первоначальный проект того акта, который впоследствии стал первым многосторонним договором, защищающим права жертв вооруженных конфликтов, - Женевской конвенции 1864 г. "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях". Женевская конвенция 1864 г. была направлена на защиту военных госпиталей и обеспечение равного медицинского лечения для обеих сражающихся сторон.

В дальнейшем 13 Гаагских конвенций, принятых с 1899 по 1907 г., установили ограничения в методах и средствах ведения войны.

В целом уровень международного признания прав человека в "доверсальской" системе соответствовал общей ее характеристике, которая известным российским юристом-международником П. Казанским дана следующим образом: "Главной формой международного процесса является доселе, действительно, не суд, а самосуд, преимущественно война" <1>.

--------------------------------

<1> Казанский П. Введение в курс международного права. Одесса, 1909. С. 192.

Ситуация стала изменяться под влиянием результатов Первой мировой войны.

Первая мировая война (28 июля 1914 - 11 ноября 1918) - первый военный конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Около 73,5 млн. человек были мобилизованы; из них убиты и умерли от ран - 9,5 млн., более 20 млн. - ранены, 3,5 млн. - остались калеками.

Это ужасный результат, который не мог не повлиять на правосознание политических лидеров того времени.

В 1918 г. президент США В. Вильсон представил сенату свои "Четырнадцать пунктов" - программу окончания войны и создания мира, основанного на правосудии и справедливых международных отношениях. Среди прочего он призвал к признанию права на самоопределение для национальностей, стремящихся к независимости.

Хотя сенат отверг эту программу <1>, во время переговоров на Парижской мирной конференции влияние Вильсона на ход состоявшихся там дебатов было неоспоримым.

--------------------------------

<1> Комментируя эту ситуацию, У. Черчилль справедливо отмечал: "Едва была создана Лига Наций, как ей был нанесен почти смертельный удар. Соединенные Штаты отреклись от детища президента Вильсона, а затем его партия и его политический курс были сметены победой республиканцев на президентских выборах 1920 года. На другой же день после победы республиканцев по ту сторону Атлантики восторжествовали изоляционистские идеи. Согласно этим идеям Европе надо предоставить возможность вариться в собственном соку, и пусть она платит свои долги, как положено по закону" (Черчилль У. Вторая мировая война: Избранные страницы. М., 1998. С. 152).

Война завершилась подписанием 28 июня 1919 г. Версальского мирного договора с Германией. Согласно этому Договору создавались Лига Наций и Международная организация труда.

Этот Договор, будучи выдающимся политическим достижением того времени, может быть одновременно охарактеризован в качестве одного из актов всемирно-исторического значения на пути к международному признанию прав человека.

Во-первых, впервые в истории человечества право государств использовать вооруженную силу в качестве средства решения международных споров было ограничено. В соответствии со ст. 12 Договора, все члены Лиги согласились, что если между ними возникнет спор, "могущий повлечь за собой разрыв", то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета Лиги Наций. Они согласились и с тем, что ни в каком случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета.

Ограничение в использовании вооруженной силы - важнейшее политическое решение, нацеленное на гуманизацию всей системы международных отношений.

Во-вторых, Договором (ст. ст. 227 - 230) были созданы основы института международной уголовной ответственности за грубейшие и массовые нарушения прав человека.

В соответствии со ст. 227 к международной уголовной ответственности должен быть привлечен кайзер Германии Вильгельм II за преступление против международной морали и святости договоров. Для этой цели предполагалось учредить международный трибунал, решения которого должны соответствовать "высшим интересам международной политики с целью доказывания международно-признанных обязательств и законности международной этики".

Заметим, без этих положений Версальского договора были бы вряд ли возможны обвинительные приговоры Нюрнбергского международного трибунала и Военного трибунала для Дальнего Востока.

В-третьих, Договором провозглашалась Международная хартия труда и учреждалась Международная организация труда. Тем самым был сделан шаг в сторону кодификации тех прав, которые впоследствии будут названы правами человека "третьего поколения" (ст. ст. 387 - 427 Договора).

По содержанию соответствующие статьи распадаются на две неравные части.

Первая, включающая в себя 40 статей (ст. ст. 387 - 426), излагает строение и порядок функционирования международной организации по охране труда; вторая же, состоящая из одной 427 статьи, провозглашает основные принципы международного рабочего права.

Статьям предпослано введение, в котором, в частности, говорилось о том, что, с одной стороны, Лига Наций имеет целью установление всеобщего мира, но, с другой стороны, констатировалось, что такой мир может быть утвержден только на основе социальной справедливости. Следовательно, тем самым, хотя и косвенным образом, права человека были поставлены во взаимосвязь с решением проблем международной безопасности (эта идея в дальнейшем была воспринята создателями Устава Организации Объединенных Наций).

В схеме, создаваемой на основании ч. XIII Договора, новая организация по составу ее участников являлась шире самой Лиги Наций, частью которой она в то же время была. Все члены Лиги Наций обязательно входили в Международный союз по охране труда, но доступ в него был широко открыт и тем государствам побежденной коалиции (Германия, Австрия и др.), для которых вступление в Лигу было обставлено рядом труднопреодолимых препятствий.

Конкретные права человека в договоре не были четко обозначены, однако они не игнорировались Лигой Наций.

Так, право на самоопределение стало базовым компонентом соглашений, которые Лига Наций реализовывала в таких странах и регионах, как Австрия, Болгария, Чехословакия, Греция, Венгрия, Турция и Югославия. Известные как договоры о меньшинствах, они были направлены на то, чтобы гарантировать защиту жизни и свободы всех жителей стран и регионов, являющихся участниками договора, а также обеспечивать равенство наций перед законом в использовании гражданских и политических прав. Лига потребовала, чтобы Албания, Финляндия, Латвия и Литва до вступления в Лигу пообещали защиту прав меньшинств.

Эти соглашения являются важными не только потому, что они кодифицировали такие положения, как запрет дискриминации, свобода религии, право на язык, но и потому, что санкционировали принцип законности международных отношений с другими государствами по поводу обращения со своими собственными гражданами.

Лигой была создана система мандатов с целью защиты свободы совести и религии в бывших колониях Германии и Турции. Правительства, контролирующие эти территории на основании мандатов, обещали обеспечивать материальное и моральное благополучие, а также социальный прогресс их жителей. Целью всего этого была подготовка колоний к самостоятельной государственности. Такие территории могли стать независимыми только в случае их готовности гарантировать защиту религиозных, языковых и этнических меньшинств, а также права иностранцев и свободу совести. Они включали Палестину и Иорданию, управляемые Британией; Сирию и Ливан, управляемые Францией; Камерун и Тоголэнд, управляемые Британией и Францией; Руанду, управляемую Бельгией. Впоследствии система мандатов эволюционировала в систему опеки ООН.

Начавшаяся Вторая мировая война положила конец деятельности Лиги Наций.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Итоги этой всемирной катастрофы, кроме того, выявили неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека - с другой.

Создание Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области.

Устав ООН стал первым в истории международных отношений многосторонним договором универсального характера, который заложил основу широкого развития сотрудничества государств по кодификации гуманитарных стандартов и созданию систем защиты прав человека.

§ 2. Устав ООН и Международный билль о правах человека

Как уже отмечалось, концепция прав человека зародилась до создания Организации Объединенных Наций, но только в результате принятия ее Устава 26 июня 1945 г. идеи передовых мыслителей и передовых наций получили международное признание. Устав ООН - это ответ его создателей на ужасы двух мировых войн, на экономические и политические потрясения предшествующих исторических периодов.

В преамбуле Устава определено, что одна из главных задач новой организации заключается в том, чтобы "избавить грядущие поколения от бедствий войны" и "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций". А в ст. 1 Устава говорится, что важными целями Организации Объединенных Наций являются: развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Устав ООН - это международный договор, а потому он является юридически обязывающим правовым актом. Все государства - члены Организации Объединенных Наций должны добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу ООН обязательства, включая обязательства поощрять и уважать права человека, и сотрудничать с Организацией Объединенных Наций и другими государствами для достижения этой цели. Вот почему уже на начальном этапе своего существования ООН приступила к решению задачи по кодификации гуманитарных стандартов и защите прав человека.

Подготовительная комиссия ООН, заседание которой состоялось вскоре после закрытия конференции в Сан-Франциско, рекомендовала Экономическому и Социальному Совету учредить на своей первой сессии Комиссию по поощрению прав человека, как это предусматривалось ст. 68 Устава ООН ("Экономический и Социальный Совет создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций").

В начале 1946 г. ЭКОСОС учредил Комиссию по правам человека в качестве основного директивного правозащитного органа системы ООН. Под председательством Элеоноры Рузвельт (защитницы прав человека и вдовы бывшего президента США Франклина Рузвельта) Комиссия занялась определением основных прав и свобод.

В январе 1946 г. на своей первой сессии Генеральная Ассамблея ООН рассмотрела проект декларации основных прав человека и свобод и передала данный проект Экономическому и Социальному Совету для представления его на рассмотрение Комиссии по правам человека "при разработке международного билля о правах человека". В начале 1947 г. на первой сессии Комиссия поручила своим экспертам разработку "предварительного проекта международного билля о правах человека", после чего работа была продолжена в рамках специального редакционного комитета.

Относительно формы билля о правах высказывались различные точки зрения. Редакционный комитет в конечном счете решил составить два документа: один - в форме декларации, в которой излагались бы общие принципы или нормы прав человека, а другой - в форме международного договора. Поэтому Комитет вначале представил Комиссии проект статей международной декларации прав человека и проект статей конвенции о правах человека.

В конце 1947 г. Комиссия решила, что термин "международный билль о правах человека" должен относиться ко всем разрабатываемым документам, и поэтому создала три рабочие группы: а) по декларации; б) по пакту; в) по мерам по их осуществлению.

Комиссия на сессии, проходившей с 24 мая по 15 июня 1948 г., пересмотрела проект декларации с учетом замечаний правительств. Однако она не имела времени для рассмотрения пакта или вопроса об осуществлении. Поэтому текст только данной декларации был представлен через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблее на ее сессии, проходившей в Париже.

Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека в качестве первого из числа намечавшихся правовых актов.

Всеобщая декларация прав человека разрабатывалась и принималась в непростых политических условиях. В ее создании принимали участие представители государств, которые придерживались в ряде отношений противоположных взглядов на природу прав человека.

Наиболее острые дебаты развернулись между представителями социалистических и западных стран по поводу содержания прав человека, которые предполагалось включить в текст Всеобщей декларации.

Западные страны, основываясь на признании приоритетности индивидуальных прав как абсолютных и присущих каждому человеку в отличие от социально-экономических (теория двух поколений прав человека), настаивали на ограничении содержания Декларации фиксацией гражданско-политических прав по аналогии с французским и американским конституционным законодательством. Советские представители указывали на необходимость использования "конституционного опыта всех стран", в том числе и социалистических, на неразрывность гражданско-политических и социально-экономических прав, предоставление которых человеку во всей полноте является доказательством их уважения и соблюдения в целом. Поскольку большинство представителей развивающихся стран поддержали эту позицию, то ряд социально-экономических прав (таких как право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение) был включен в текст Декларации.

Острые дискуссии разгорелись вокруг предложения советских представителей о дополнении статей о правах человека гарантиями со стороны государств. В частности, ст. 19, провозглашающую право на свободу убеждений и свободное их выражение, предлагалось сформулировать следующим образом: "С целью обеспечения права на свободное выражение мнений значительных слоев населения, а также для их организации государство оказывает им содействие и помощь материальными средствами (помещениями, печатными машинами.), необходимыми для изданий демократических органов печати" <1>.

--------------------------------

<1> Мовчан А.В. Международная защита прав человека. М., 1982. С. 23.

Западные страны отвергли этот проект, ссылаясь на то, что предоставление государством помощи может оказаться формой давления на общественное мнение. В целом западные представители возражали против включения каких-либо гарантий со стороны государств, мотивируя это тем, что Декларация призвана зафиксировать только права человека.

Не нашла поддержки и инициатива советских представителей отразить в Декларации связь прав человека с проблемой государственного суверенитета. Западные страны считали, что указанное предложение является отражением господствующей в Советском Союзе теории о подчинении личности государству, противоречащей абсолютному характеру прав человека. Западные страны не согласились и с предложением советских представителей о включении в Декларацию статьи о праве наций и народов на самоопределение.

С другой стороны, из-за негативной позиции социалистических стран, поддерживаемых некоторыми латиноамериканскими государствами, в текст Декларации не было включено право на петиции к властям государства, гражданином которого он является или в котором он проживает, либо к Организации Объединенных Наций, содержавшееся в проекте Комиссии по правам человека. Советский Союз, Мексика и ряд других стран считали, что право на петиции в ООН нарушает принцип национального суверенитета и противоречит уставному положению о невмешательстве во внутренние дела государств.

Таким образом, текст Всеобщей декларации - результат непростого согласования идеологических позиций, в первую очередь бывших союзников по антигитлеровской коалиции.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией".

Важнейшие нормы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и позднее юридически закрепленные в Международных пактах о правах человека 1966 г., полностью согласуются и подтверждают основополагающую идею французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, с одной стороны, утверждается, что "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира", а с другой - "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества".

Сорок восемь государств проголосовали за Декларацию, восемь воздержались, причем никто не голосовал против. В заявлении после голосования Председатель Генеральной Ассамблеи указал, что принятие Декларации "явилось выдающимся достижением, шагом вперед в великом эволюционном процессе".

Действительно, это был первый случай, когда организованное сообщество наций приняло декларацию о правах человека и основных свободах. Документ опирался на авторитетное мнение Организации Объединенных Наций в целом. Миллионам людей - мужчинам, женщинам и детям во всем мире - он продолжает быть источником помощи, руководства и вдохновения.

Декларация состоит из преамбулы и 30 статей, в которых излагаются основные права человека и свободы, на которые имеют право все мужчины и женщины в мире без какого бы то ни было различия. В ст. 1 излагаются философские постулаты, на которых основана Декларация. Статья гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

Статья определяет, таким образом, основные посылки Декларации:

1) что право на свободу и равенство является неотъемлемым правом человека, которого он не может быть лишен;

2) что, поскольку человек имеет разум и совесть, он отличается от других существ на Земле и поэтому имеет право на определенные права и свободы, которыми не пользуются другие существа.

В ст. 2 излагается основной принцип равенства и отсутствия дискриминации в отношении пользования правами человека и основными свободами "без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения".

В ст. 3, где закреплено первое из основных положений Декларации, провозглашается право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность - право, которое имеет жизненно важное значение для пользования всеми другими правами. Эта статья является вводной статьей к ст. ст. 4 - 21, в которых излагаются другие гражданские и политические права, включая свободу от рабства и подневольного состояния; свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания; право на признание повсюду правосубъектности; право на эффективное восстановление в правах; свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на справедливое и гласное разбирательство независимым и беспристрастным судом; право считаться невиновным, пока виновность не будет установлена; свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища или корреспонденции; свободу передвижений и выбора местожительства, право на убежище; право на гражданство; право вступать в брак и основывать семью; право владеть имуществом; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и их выражения; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право принимать участие в управлении страной и право равного доступа к государственной службе.

Статья 22, второе основное положение Декларации, предваряет ст. ст. 23 - 27, в которых излагаются экономические, социальные и культурные права, на которые имеет право каждый человек как "член общества". В статье эти права характеризуются как необходимые для поддержания достоинства человека и для свободного развития его личности и указывается, что они должны быть осуществлены "через посредство национальных усилий и международного сотрудничества". В то же время в ней говорится об ограничениях в отношении этого осуществления, степень которого зависит от ресурсов каждого государства.

Экономические, социальные и культурные права, признаваемые в ст. ст. 22 - 27, включают право на социальное обеспечение, право на труд, право на равную оплату за равный труд, право на отдых и досуг, право на жизненный уровень, необходимые для поддержания здоровья и благосостояния, право на образование, право на участие в культурной жизни общества.

В заключительных статьях (ст. ст. 28 - 30) признается, что каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, и подчеркиваются обязанности каждого человека перед обществом.

Статья 29 специально указывает, что "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе", и добавляет, что осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30 предупреждает, что никакое государство, группа лиц или отдельное лицо не могут претендовать на право в соответствии с этой Декларацией "заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации".

Всеобщая декларация прав человека, рассматриваемая "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства", стала критерием для определения степени уважения и соблюдения международных норм, касающихся прав человека во всем мире.

С 1948 г. она являлась и правомерно по-прежнему является наиболее важной и всеобъемлющей из всех деклараций Организации Объединенных Наций, а также основным источником, вдохновляющим национальные и международные усилия, направленные на поощрение и защиту прав человека и основных свобод. В ней определено направление всей последующей деятельности в гуманитарной области, и она представляет собой философскую основу для многих других, имеющих обязательную и юридически обязательную силу международных актов, направленных на защиту провозглашенных ею прав и свобод.

В Воззвании, принятом Международной конференцией по правам человека, состоявшейся в Иране в 1968 г. (Тегеранская конференция), было заявлено, что "Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества".

Тегеранская конференция подтвердила свою веру в принципы Всеобщей декларации прав человека и настоятельно призвала все народы и правительства "отдать все силы делу осуществления этих принципов и удвоить свои усилия в целях обеспечения всем людям жизни, отвечающей требованиям свободы и достоинства и содействующей расцвету физических, умственных и духовных способностей человека и его социальному благосостоянию".

В последние годы при подготовке международных документов в области прав человека в органах Организации Объединенных Наций усиливается тенденция к включению ссылок не только на Всеобщую декларацию прав человека, но и на другие международные документы о правах человека. Например, это касается Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов в 1974 г., Декларации об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества 1975 г. и Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений в 1981 г.

Международные пакты о правах человека. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила Комиссии по правам человека подготовить в первоочередном порядке проект пакта о правах человека и проект мер по его осуществлению. В 1949 г. Комиссия рассмотрела текст проекта пакта, а в следующем году пересмотрела первые 18 статей на основе замечаний, полученных от правительств. В 1950 г. Генеральная Ассамблея заявила, что "пользование гражданскими и политическими свободами и обладание правами экономическими, социальными и правами в области культуры связаны между собой и взаимно обусловливаются". Затем Ассамблея постановила включить в пакт о правах человека права экономические, социальные и права в области культуры, а также определенное признание равенства мужчины и женщины в отношении этих прав, как это указано в Уставе ООН.

В 1951 г. Комиссия по правам человека составила 14 статей об экономических, социальных и культурных правах на основе предложений правительств и мнений специализированных учреждений. Она также сформулировала 10 статей о мерах по осуществлению этих прав, в соответствии с которыми государства - участники пакта должны представлять периодические доклады.

После продолжительных прений на своей сессии в 1951 г. Генеральная Ассамблея поручила Комиссии "выработать проекты двух пактов о правах человека, в одном из которых должны содержаться гражданские и политические права, а в другом - права экономические и социальные и права в области культуры". Ассамблея подчеркнула, что оба пакта должны включать как можно больше аналогичных положений, а также должны включать статью, предусматривающую, что "все народы имеют право на самоопределение".

Комиссия завершила разработку проектов двух пактов на своих девятой и десятой сессиях.

Генеральная Ассамблея рассмотрела проекты пактов в 1954 г. и постановила предать проекты пактов возможно более широкой гласности, с тем чтобы правительства могли детально изучить их и чтобы общественное мнение о них могло свободно выявляться. Она рекомендовала, чтобы Третий комитет приступил к постатейному обсуждению текстов на своей сессии в 1955 г. Хотя постатейное обсуждение началось в намеченный срок, разработка пактов была завершена лишь в 1966 г. Таким образом, в 1966 г. была завершена разработка двух международных пактов о правах человека (вместо одного, как предполагалось первоначально): Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах.

Кроме того, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах предусмотрел механизм для рассмотрения сообщений от отдельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте.

Преамбула и ст. ст. 1, 3 и 5 двух пактов почти идентичны.

В преамбуле к каждому Пакту указывается на обязательство государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций поощрять права человека и напоминается о том, что каждый отдельный человек должен добиваться поощрения и соблюдения этих прав, и признается, что, согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

В ст. 1 обоих пактов провозглашается, что право на самоопределение является всеобщим, и содержится призыв ко всем государствам поощрять осуществление этого права и уважать его. В обоих пактах говорится, что "все народы имеют право на самоопределение", и добавляется, что "в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие".

В ст. 3 обоих пактов подтверждается равное для мужчин и женщин право пользования всеми правами человека и предписывается государствам осуществлять этот принцип на практике.

Статья 5 обоих пактов предусматривает гарантии от нарушения или необоснованного ограничения какого-либо права человека или какой-либо из основных свобод, а также от неправильного толкования какого-либо положения Пакта с целью оправдания нарушения какого-либо права или свободы в большей степени, чем это предусматривается в пактах. Она также препятствует ограничению государствами уже существующих прав на их территории под тем предлогом, что в Пакте не признаются такие права или признаются в меньшем объеме.

В ст. ст. 6 - 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признается право на труд (ст. 6), на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7), право создавать профессиональные союзы и вступать в них (ст. 8), право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), право семей, матерей, детей и подростков на самую широкую охрану и помощь (ст. 10), право на достаточный жизненный уровень (ст. 11), право на наивысший уровень физического и психического здоровья (ст. 12), право на образование (ст. ст. 13 и 14), право на участие в культурной жизни (ст. 15).

Статьи 6 - 27 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривают защиту права на жизнь (ст. 6) и устанавливают запреты: пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания (ст. 7); рабства и обычаев, сходных с рабством (ст. 8); произвольных арестов или содержания под стражей (ст. 9); лишения свободы кого-либо на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст. ст. 10 - 11).

Пакт предусматривает, далее, свободу передвижения и свободу выбора местожительства (ст. 12) и ограничения, которые должны быть установлены в отношении высылки иностранцев, законно находящихся на территории какого-либо государства-участника (ст. 13).

Последующие статьи содержат довольно подробные положения о равенстве перед судами и трибуналами и о гарантиях в уголовном и гражданском процессах (ст. 14). Они предусматривают запрещение ретроактивного применения уголовного законодательства (ст. 15); устанавливают право каждого человека, где бы он ни находился, на признание его правосубъектности (ст. 16) и предусматривают запрещение произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь человека, произвольного или незаконного посягательства на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции (ст. 17).

Кроме того, предусматриваются права на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), придерживаться своих мнений и свободно выражать свои мнения (ст. 19). Запрещаются пропаганда войны и всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти (ст. 20). Признаются права на мирные собрания (ст. 21) и на свободу ассоциаций (ст. 22); право мужчин и женщин, достигших брачного возраста, вступать в брак и основывать семью (ст. 23).

Установлены меры по защите прав детей (ст. 24), признано право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел своей страны (ст. 25).

Заключительные статьи определяют, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона (ст. 26). Определены меры по защите лиц, принадлежащих к этническим, религиозным или языковым меньшинствам (ст. 27).

Наконец, ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает создание Комитета по правам человека, ответственного за наблюдение за принятием мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте.

В отличие от Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит общего положения, применимого ко всем правам, изложенным в Пакте, которое допускает ограничения в отношении их осуществления. Однако некоторые статьи Пакта предусматривают, что права, о которых идет речь, не должны подвергаться никаким ограничениям, кроме тех, которые установлены законом и которые необходимы в интересах государственной безопасности.

Международный пакт о гражданских и политических правах позволяет государству ограничивать или приостанавливать осуществление некоторых прав во время официально объявленного чрезвычайного положения, при котором жизнь нации находится под угрозой. Такое ограничение или приостановление осуществления прав допускается только "в такой степени, в какой это требуется остротой положения" и ни в коем случае не влечет за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. О таком ограничении или приостановлении осуществления прав необходимо уведомлять Организацию Объединенных Наций.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах дает возможность Комитету по правам человека, созданному в соответствии с положениями этого Пакта, получать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте.

Согласно ст. 1 Факультативного протокола, государство - участник Пакта, которое становится участником Протокола, признает компетенцию Комитета по правам человека получать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Лица, которые утверждают это и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут представить на рассмотрение Комитета письменное сообщение (ст. 2).

Сообщения, которые признаются приемлемыми Комитетом, доводятся до сведения участвующего в Протоколе государства, которое, как утверждается, нарушает какое-либо из положений Пакта. Это государство должно в течение шести месяцев представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и любые меры, если таковые имели место, которые могли быть приняты этим государством (ст. 4).

Комитет по правам человека рассматривает приемлемые сообщения на закрытых заседаниях с учетом всех письменных данных, представленных ему отдельным лицом и заинтересованным государством-участником. Затем он сообщает свои соображения государству-участнику и лицу (ст. 5). Краткий отчет о его деятельности, в соответствии с Факультативным протоколом, включается в доклад, который он представляет ежегодно Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет (ст. 6).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей в Резолюции от 16 декабря 1966 г. 2200 А (XXI), вступил в силу 3 января 1976 г., спустя три месяца со дня депонирования у Генерального секретаря ООН 35-й ратификационной грамоты.

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый той же Резолюцией, вступил в силу 23 марта 1976 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах вступил в силу одновременно с этим Пактом, получив 10 ратификаций и присоединений, что составляет необходимый минимум.

С 1948 г., когда была принята и провозглашена Всеобщая декларация прав человека, по 1976 г., когда вступили в силу Международные пакты о правах человека, Декларация была единственной завершенной частью Международного билля о правах человека. Декларация, а позднее пакты оказали значительное влияние на мысли и дела отдельных лиц и их правительств во всех частях мира.

Тегеранская конференция по правам человека 1968 г., которая была созвана с целью рассмотрения результатов, достигнутых за 20 лет со времени принятия Всеобщей декларации прав человека, торжественно заявила, что:

1. Настоятельно необходимо, чтобы члены международного сообщества выполняли свои торжественные обязательства соблюдать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без каких-либо различий по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других взглядов.

2. Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также другие конвенции и декларации в области прав человека, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений и региональных межправительственных организаций, установили новые международные принципы и обязательства, которые должны соблюдаться государствами.

Подчеркнув настоятельную необходимость того, чтобы члены международного сообщества соблюдали и поощряли уважение прав человека и основных свобод для всех, Тегеранская конференция 1968 г. подтвердила далее свою веру в принципы Всеобщей декларации прав человека и других международных актов в этой области и настоятельно призвала все народы и правительства отдать все силы делу осуществления этих принципов и удвоить свои усилия в целях обеспечения всем людям жизни, отвечающей требованиям свободы и достоинства и содействующей расцвету физических, умственных и духовных способностей человека и его социальному благосостоянию.

Принципы, изложенные в Международном билле о правах человека, часто цитируются в решениях и заключениях международных и национальных судов. За последние годы значительно возросло число конституций и законодательных актов, в текстах которых предусматриваются меры правовой защиты этих принципов. Таким образом, Международный билль о правах человека является важнейшей вехой в истории прав человека, подлинной "Великой международной хартией вольностей", свидетельствующей о начале нового важного этапа в истории человечества.

§ 3. Всемирная конференция по правам человека 1993 г.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций своей Резолюцией от 18 декабря 1990 г. N 45/155 постановила созвать на высоком уровне всемирную конференцию по правам человека в 1993 г. со следующими целями:

- рассмотреть и оценить прогресс, который достигнут в области прав человека после принятия Всеобщей декларации прав человека, и выявить препятствия для дальнейшего прогресса в этой области;

- изучить связи между развитием и осуществлением каждым человеком его экономических, социальных и культурных прав, а также гражданских и политических прав с учетом важного значения создания условий, в которых каждый может пользоваться правами, закрепленными в Международных пактах о правах человека;

- изучить пути и средства более полного осуществления имеющихся стандартов и договоров по правам человека;

- оценить эффективность методов и механизмов, используемых Организацией Объединенных Наций в области прав человека;

- сформулировать конкретные рекомендации по повышению эффективности деятельности и механизмов Организации Объединенных Наций в области прав человека посредством программ, нацеленных на то, чтобы поощрять, развивать и контролировать уважение к правам человека и основным свободам;

- разработать рекомендации по обеспечению необходимых финансовых и других ресурсов для деятельности Организации Объединенных Наций по поощрению и защите прав человека и основных свобод <1>.

--------------------------------

<1> Материалы Всемирной конференции по правам человека см.: Док. ООН A/CONF/157/24 (Part I) 13 October 1993.

В работе Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.) участвовали представители 171 государства, двух национально-освободительных движений, 15 органов Организации Объединенных Наций, 10 специализированных учреждений, 18 межправительственных организаций, 24 национальных учреждений и 6 омбудсменов, 11 органов Организации Объединенных Наций по правам человека и связанных с ними органов, 9 других организаций, 248 неправительственных организаций, имеющих консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете, 93 других неправительственных организаций.

Конференцией был принят Итоговый документ, названный "Венская декларация и Программа действий".

В преамбуле Итогового документа подчеркнуто: он принимается исходя из того, что поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи Организации Объединенных Наций, в связи с чем деятельность ООН в данной области должна быть рационализирована и активизирована.

В таком контексте Всемирная конференция подтвердила право на развитие, установленное в Декларации о праве на развитие, как универсальное и неотъемлемое право, составляющее неотъемлемую часть основных прав человека, и рекомендовала государствам сотрудничать друг с другом в деле обеспечения развития и устранения препятствий на этом пути.

Конференция, признав, что незаконный сброс токсичных и опасных веществ и отходов представляет потенциальную серьезную угрозу для права каждого человека на жизнь и здоровье, призвала все государства принимать и строго выполнять существующие договоры, касающиеся сброса опасных продуктов и отходов, и сотрудничать в деле предотвращения незаконного сброса.

Отметив, что прогресс в некоторых областях, особенно в биомедицинских и биологических науках, а также в области информационных технологий, может иметь потенциально негативные последствия для неприкосновенности, достоинства и прав человеческой личности, Конференция призвала осуществлять международное сотрудничество в целях обеспечения полного уважения прав и достоинства человека в этой сфере.

Всемирная конференция по правам человека призвала международное сообщество приложить все усилия к тому, чтобы облегчить бремя внешней задолженности развивающихся стран для поддержания усилий правительств таких стран по обеспечению полного осуществления экономических, социальных и культурных прав их народов.

Конференция признала, что существование широко распространенной крайней нищеты препятствует полному и эффективному осуществлению прав человека. Значит, ее незамедлительное сокращение и окончательная ликвидация должны оставаться задачей первостепенной важности для международного сообщества.

Другая первоочередная задача - скорейшее и полное искоренение всех форм расизма и расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. К группам, учреждениям, межправительственным и неправительственным организациям, а также к частным лицам был обращен настоятельный призыв активизировать усилия по обеспечению сотрудничества и координации их деятельности в борьбе с этим злом.

Конференция осудила акты, методы и практику терроризма во всех его формах и проявлениях. Терроризм представляет собой деятельность, которая направлена на уничтожение прав человека, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств, дестабилизирует законные правительства.

Специальное внимание привлечено к необходимости обеспечения прав женщин и девочек, поскольку эти права являются неотъемлемой составляющей всеобщих прав человека.

Полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола также признаны первоочередными целями международного сообщества.

Конференция подтвердила обязательство государств обеспечивать, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли в полной мере и эффективно осуществлять все права человека и основные свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства всех перед законом в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

Она признала присущие коренным народам достоинство, их уникальный вклад в развитие общества, решительно подтвердила приверженность международного сообщества экономическому, социальному и культурному благосостоянию и обеспечению таких народов, их возможностей пользоваться плодами устойчивого развития.

Положительно оценив быструю ратификацию Конвенции о правах ребенка 1989 г. большим числом государств и отмечая признание прав детей во Всемирной декларации о выживании, защите и развитии детей и Плане действий, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, Конференция настоятельно призвала к универсальной ратификации этой Конвенции и ее эффективному осуществлению государствами-участниками.

В целом было признано, что права ребенка должны стать одной из приоритетных целей действий в области прав человека в рамках всей системы Организации Объединенных Наций.

Особое внимание уделено обеспечению недискриминации и равного осуществления всех прав человека и основных свобод инвалидов, "включая их активное участие во всех аспектах жизни общества".

Всемирная конференция подтвердила, что каждый человек, без каких бы то ни было различий, имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а также право возвращаться в свою страну. В этой связи подчеркнута важность Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции о статусе беженцев 1951 г., Протокола к ней 1967 г. и региональных договоров.

Признано необходимым придавать большое значение поощрению и защите прав лиц, принадлежащих к уязвимым группам населения, включая трудящихся-мигрантов, ликвидации всех форм их дискриминации, а также укреплению и более эффективному осуществлению действующих договоров о правах человека. В таком плане государствам вменено в обязанность разработать и применять адекватные меры на национальном уровне, в частности в области образования, здравоохранения и социальной поддержки, в интересах поощрения и защиты прав лиц в уязвимых группах населения и обеспечения участия тех из них, кто заинтересован в отыскании решения своих проблем.

Подтверждено: крайняя нищета и социальная изоляция являются оскорблением человеческого достоинства, потому признано важным принятие срочных мер "для более глубокого осознания крайней нищеты и ее причин", включая те из них, которые связаны с проблемой развития, в целях поощрения прав человека беднейших слоев населения, искоренения крайней нищеты и социальной изоляции и поощрения использования результатов социального прогресса. Государства, по мнению участников Конференции, должны содействовать участию беднейших слоев населения в процессе принятия решений в общине, в которой они живут.

Всемирная конференция приветствовала прогресс, достигнутый в области кодификации договоров о правах человека, однако настоятельно призвала к универсальной ратификации таких договоров. Государствам была адресована рекомендация присоединиться к существующим международным договорам, но по мере возможности избегать делать оговорки.

Кроме того, государствам рекомендовано создать эффективную систему средств правовой защиты для рассмотрения жалоб в связи с нарушениями прав человека и устранения таких нарушений.

Подчеркнуто, что система отправления правосудия, которая включает в себя правоохранительные органы и органы прокуратуры, и особенно работников независимых судебных органов и адвокатуры, в полном соответствии с применимыми стандартами, содержащимися в международных договорах о правах человека, имеет исключительно важное значение для всесторонней и недискриминационной реализации прав человека и является неотъемлемым элементом процессов демократии и устойчивого развития. В данном контексте необходимо надлежащим образом финансировать учреждения, занимающиеся отправлением правосудия, а международному сообществу следует увеличить объем как технической, так и финансовой помощи в этих целях.

Организация Объединенных Наций должна в первоочередном порядке использовать специальные программы консультативного обслуживания для обеспечения надежного и независимого отправления правосудия.

Всемирная конференция выразила глубокую обеспокоенность нарушениями прав человека во время вооруженных конфликтов, затрагивающих гражданское население, особенно женщин, детей, престарелых и инвалидов. Государствам и всем сторонам, участвующим в вооруженных конфликтах, был адресован призыв строго соблюдать нормы международного гуманитарного права, изложенные в Женевских конвенциях 1949 г., другие нормы и принципы международного права, минимальные стандарты в области защиты прав человека, предусмотренные в международных конвенциях.

Всемирной конференцией выражены тревога и осуждение в связи с тем, что грубые и систематические нарушения прав человека и ситуации, которые создают серьезные препятствия на пути полного осуществления всех прав человека, продолжают иметь место в различных частях земного шара. Такие нарушения и препятствия включают в себя пытки, жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения и наказания, казни без надлежащего судебного разбирательства и произвольные казни, исчезновения, произвольные задержания, все формы расизма, расовой дискриминации и апартеида, иностранную оккупацию и чужеземное господство, ксенофобию, нищету, голод и другие формы отказа в пользовании экономическими, социальными и культурными правами, религиозную нетерпимость, терроризм, дискриминацию в отношении женщин и отсутствие законности.

Всемирная конференция призвала государства воздерживаться от любых односторонних мер, не соответствующих международному праву и Уставу Организации Объединенных Наций. Эти правовые акты создают препятствия для торговых отношений между государствами и затрудняют полную реализацию прав человека, изложенных во Всеобщей декларации прав человека и международных договорах о правах человека (в частности, права каждого человека на уровень жизни, надлежащим образом обеспечивающий его здоровье и благосостояние, включая питание и медицинскую помощь, услуги здравоохранения и необходимые социальные услуги).

Подтверждено, что продовольствие не должно использоваться в качестве инструмента политического давления. Одновременно подчеркнута важность обеспечения универсальности, объективности и неизбирательности при рассмотрении вопросов прав человека.

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, другими международными договорами о правах человека государства обязаны обеспечивать, чтобы системы образования были направлены на укрепление уважения к правам человека и основным свободам. Привлечено внимание к важности включения вопросов о правах человека в учебные программы.

Правительствам, системе Организации Объединенных Наций, а также другим международным организациям настоятельно предложено значительно увеличить объем ресурсов, выделяемых на программы создания и укрепление национального законодательства, национальных учреждений и соответствующих инфраструктур, обеспечивающих законность и демократию.

Всемирная конференция подтвердила важность и конструктивность той роли, которую играют национальные учреждения по поощрению и защите прав человека (в частности, в качестве консультативных структур при компетентных органах, их роль в устранении нарушений прав человека, в распространении информации о правах человека и обучении вопросам прав человека).

Региональные международные механизмы оценены как играющие "основополагающую роль" в поощрении и защите прав человека. Они должны содействовать укреплению универсальных стандартов в области прав человека, содержащихся в международных договорах о правах человека, а также их защите. Были одобрены предпринимаемые усилия по укреплению этих механизмов и повышению их эффективности.

Дана высокая оценка деятельности неправительственных организаций в деле поощрения всех прав человека и в гуманитарной деятельности на национальном, региональном и международном уровнях, их вклад в повышение информированности общественности в вопросах прав человека, в организации обучения, подготовке кадров и исследовательской области.

Конференция пришла к выводу, что неправительственные организации и их члены, активно занимающиеся вопросами прав человека, должны пользоваться правами и свободами, признанными во Всеобщей декларации прав человека, а также защитой закона в своих странах.

Подчеркнув важность объективной, ответственной и беспристрастной информации по вопросам прав человека и гуманитарным вопросам, Всемирная конференция высказалась за более широкое участие в этой работе средств массовой информации, которым в рамках национального законодательства должна быть гарантирована свобода и защита.

Она рекомендовала усилить координацию действий в поддержку прав человека и основных свобод в рамках системы Организации Объединенных Наций, призвав все органы, подразделения и специализированные учреждения ООН, деятельность которых связана с правами человека, сотрудничать в целях укрепления, рационализации и упорядочения своей деятельности с учетом необходимости избегать ненужного дублирования в работе.

В частности, внимание Генерального секретаря ООН было привлечено к целесообразности так реорганизовать работу, чтобы старшие должностные лица соответствующих органов и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций на своих ежегодных совещаниях, помимо координирования своей деятельности, также давали "оценку влияния их стратегий и политики на осуществление всех прав человека".

В указанном аспекте региональным организациям и ведущим международным и региональным финансовым учреждениям и учреждениям по вопросам развития адресован призыв также оценивать воздействие их политики и программ на осуществление прав человека.

Всемирная конференция, признав, что специализированные учреждения, органы и организации системы Организации Объединенных Наций, а также другие межправительственные организации, деятельность которых связана с правами человека, играют крайне важную роль в формулировании, развитии и осуществлении стандартов по правам человека в рамках их соответствующих мандатов, рекомендовала им в областях своей компетенции учитывать итоги работы данной Конференции.

Всемирная конференция призвала государства рассмотреть вопрос об ограничении любых оговорок, которые они делают в связи с международными договорами о правах человека, формулировать любые оговорки как можно точнее и как можно более узко, обеспечивать, чтобы ни одна из них не являлась несовместимой с объектом и целью соответствующего договора, и регулярно изучать любые оговорки в целях их снятия.

Признавая необходимость сохранять высокое качество действующих международных стандартов и избегать появления большого числа договоров о правах человека, Всемирная конференция вновь подтвердила руководящие принципы, относящиеся к разработке новых международных договоров, содержащиеся в Резолюции Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 г. 41/120.

В целом наиболее значимые рекомендации Всемирной конференции по правам человека, подлежащие осуществлению в рамках Программы действий, можно разделить на две группы: а) общего; б) специального характера.

Рекомендации общего характера:

- Предпринять немедленные шаги по значительному увеличению ресурсов для программ в области прав человека за счет существующего и будущих регулярных бюджетов Организации Объединенных Наций и принять незамедлительные меры по изысканию более значительных внебюджетных ресурсов.

- Увеличить часть регулярного бюджета, выделяемую непосредственно Центру по правам человека для покрытия его расходов.

- Увеличить ресурсы, выделяемые на деятельность Секретариата ООН, соизмеримые с его возросшей рабочей нагрузкой.

- Центр по правам человека должен выполнять главную координирующую роль в гуманитарной области и обязан обеспечивать адекватные средства для системы тематических докладчиков и докладчиков по странам, экспертов, рабочих групп и договорных органов.

- Представителям национальных учреждений по поощрению и защите прав человека следует проводить периодические совещания под эгидой Центра по правам человека ООН с целью рассмотрения путей и средств совершенствования их механизмов и обмена опытом.

- Вопрос о мерах по выполнению рекомендаций должен стать одним из первоочередных вопросов, рассматриваемых Комиссией по правам человека.

- Важно адаптировать и укрепить механизм Организации Объединенных Наций в области прав человека, включая решение вопроса об учреждении поста Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека.

- В рамках ООН необходимо создать комплексную программу с целью оказания государствам помощи в решении задач по созданию и укреплению надлежащих национальных структур, оказывающих непосредственное влияние на соблюдение прав человека и поддержание законности.

- Каждое государство должно рассмотреть вопрос о целесообразности разработки национального плана действий с перечислением мер, посредством которых государство могло бы совершенствовать защиту и поощрение прав человека.

- Государствам следует стремиться к искоренению неграмотности и ориентировать обучение на цели полного развития человеческой личности и укрепления уважения к правам человека и основным свободам. Они должны стремиться к включению вопросов прав человека, гуманитарного права, демократии и законности в учебные программы всех учебных заведений формального и неформального образования.

- Организация Объединенных Наций должна рассмотреть вопрос о провозглашении Десятилетия ООН в области обучения правам человека с целью развития и поощрения соответствующих видов просветительской деятельности и сосредоточения на них внимания.

- Государствам следует включить стандарты, содержащиеся в международных договорах по правам человека, во внутреннее законодательство и укрепить национальные структуры, институты и органы общества, которые играют определенную роль в деле поощрения и защиты прав человека.

Рекомендации специального характера:

- Активизация органами и учреждениями Организации Объединенных Наций своих усилий по осуществлению программы действий, связанной с третьим Десятилетием действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, а также последующих мандатов, предусматривающих эти же цели.

На внутригосударственном уровне принять безотлагательные меры и разработать эффективную политику по предотвращению всех форм и проявлений расизма, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и по борьбе с ними путем принятия, в случае необходимости, соответствующего законодательства, включая меры уголовной ответственности, и создания национальных учреждений по борьбе с такими явлениями.

- Государства должны реализовать на практике положения Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.

- Все лица, совершающие или санкционирующие совершение преступных актов, связанных с этническими чистками, должны нести индивидуальную ответственность, и международному сообществу следует приложить все усилия для привлечения к суду всех, кто в этом виновен.

- Комиссия по правам человека (а теперь Совет по правам человека) должна изучить пути и средства эффективного поощрения и защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, как они провозглашены в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

- Центр по правам человека обязан предоставлять по просьбе заинтересованных правительств и в рамках его программы консультативного обслуживания и технической помощи квалифицированные экспертные услуги по вопросам меньшинств и прав человека и по вопросам предупреждения и урегулирования споров в целях оказания помощи в возникших или возможных ситуациях, затрагивающих меньшинства.

- Рабочей группе по коренным народам Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств завершить на своей одиннадцатой сессии разработку проекта декларации о правах коренных народов.

- Государства должны обеспечить полное и свободное участие коренных народов во всех аспектах жизни общества, в частности в решении затрагивающих их вопросов.

- Генеральной Ассамблее следует провозгласить международное десятилетие коренных народов мира, начинающееся с января 1994 г., включая программы конкретных действий, которые будут утверждаться при участии коренных народов. Для этой цели следует создать соответств


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: