double arrow

Эллинистический период (III –I вв. до Р.Х.)


В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и гротеску. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники - либо безвозвратно утраченные, либо ещё не найденные.

Слайд 21Одним из лучших произведений ранней эллинистической пластики является Знаменитая статуя Ники Самофракийской. Статуя эта была поставлена на острове Самофраке в память победы, одержанной в 306 г. до н.э. Деметрием Полиоркетом над флотом египетского правителя Птолемея. К сожалению, скульптура дошла до нас сильно поврежденной - без головы и рук. Статуя была поставлена на высокой отвесной скале, на пьедестале в виде передней части боевого корабля; Ника, как об этом свидетельствуют ее воспроизведения на монетах, была изображена трубящей в боевую трубу.

Ника Самофракийская. Мрамор. Конец 4 в. до н. э. Париж. Лувр.

Ни́ка - богиня победы, дочь титана Палланта и Стикс. По аркадскому преданию, дочь Палланта (сына Ликаона), воспитывалась вместе с Афиной.

Деметрий I Полиоркет (336—283 до н. э.) — сын Антигона Одноглазого, правивший Македонией в 294—288 до н. э.

Слайд 22К раннеэллинистическому времени относится найденная на дне моря близ острова Эвбеи бронзовая статуя мальчика, скачущего на лошади. Эта скульптура поражает небывалой свежестью художественного восприятия. Характерная внешность мальчика (классическое искусство не знало столь выразительного изображения детских возрастных особенностей), его естественная и свободная посадка, сильный порыв, увлекающий его вперед, - все передано без малейшей условности и идеализации. Общее пластическое решение, так же как и обработка бронзы отличается высоким совершенством. Мальчик на лошади. Статуя, найденной в море у мыса Артемисион. Конец 2 в. до н. э. Афины. Национальный музей.

Слайд 23Агесандр (Александр) Важное место в истории античного искусства занимает статуя Афродиты Милосской (найденная на острове Мелосе). Как свидетельствует надпись, автором этого произведения был скульптор Александр (или Агесандр - несколько отсутствующих букв не позволяют окончательно установить его имя). Статуя дошла до нас без обеих рук, и пока что не найдено ее убедительной реконструкции. Неизвестно также время ее исполнения - предположительно считается, что статуя относится к 3 - 2 вв. до н.э.
Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы Агесандр (Александр). Афродита Милосская. Мрамор. 3—2 вв. до н. э. Париж. Лувр.

Статуя богини любви Афродиты. Высота статуи Венеры Милосской — 2,02 м, пропорции тела при перерассчёте на рост 164 см — 86х69х93

Слайд 24Относящиеся к началу эллинистической эпохи изображения великого мыслителя античного мира Аристотеля, решенные в установившихся в греческом искусстве приемах портретов философов, по сравнению с портретами 4 в. до н.э. отличаются не только более детальной передачей характерных особенностей внешнего облика, но и стремлением к воплощению духовного облика. В портрете Аристотеля внутренняя характеристика образа дана еще обобщенно, без детализации; пластическое воплощение отличается строгостью, композиция фронтальная, построение лица подчеркнуто конструктивно.

Портрет Аристотеля. Конец 4 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Вена. Музей.

Слайд 25В позднеэллинистическую эпоху искусство материковой Греции и островов переживало время упадка. Мастерство художников еще отличалось большой технической изощренностью, однако слабость идейного содержания неизбежно приводила к недостаточной значительности образов, к их внутренней опустошенности. Чрезвычайно показательно, как время упадка отразилось на творчестве работавшего в 1 в. до н.э. аттического скульптора Аполлония, сына Нестора.

Аполлоний, сын Нестора. Статуя кулачного бойца. Бронза. 1 в. до н. э. Рим. Музей Терм. .

Слайд 26Статую «Лаокоон» изваяли греческие скульпторы Полидор, Агесандр, Афинодор. В 1506 году ее нашли и передали в Ватиканский музей. Авторы сильно и точно передали величественный образ троянского жреца Лаокоона и его сыновей в последние минуты жизни. По легенде, во время Троянской войны, Лаокоон настойчиво уговаривал соотечественников не принимать в дар деревянного коня от греков. За это Афина жестоко наказала жреца: змеи, появившиеся из глубин моря, задушили отважного Лаокоона.

Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон.

Мрамор. Около 25 г. до н. э. Рим. Ватикан.

Лаокоон (др.-греч. Λᾱοκόων) — в греческой мифологии жрец бога Аполлона в городе Трое.


Сейчас читают про: