Круглая скульптура

Слайд 6. Чертами более живого отношения к реальному миру обладают лишь некоторые терракотовые статуэтки из Беотии, относящиеся к 8 в., как, например, статуэтка, изображающая крестьянина с плутом; несмотря на наивность решения, эта группа сравнительно более правдива по мотиву движения и менее связана неподвижностью и условностью искусства гомеровского периода.

Слайд 5. Наряду с терракотовыми статуэтками существовали и бронзовые. «Геракл и кентавр», «Конь» найденные в Олимпии и относящиеся к концу гомеровского периода, дают очень наглядное представление о наивной примитивности и схематизме этой мелкой бронзовой пластики, предназначавшейся для посвящений богам.

В целом архитектура и скульптура Греции в гомеровский период находилась на начальной ступени своего развития.

Архаический период (VII –VI вв. до Р.Х.)

Для скульптур данного периода характерны некоторая примитивность самих фигур в силу того, что образы, которые воплощались в них, были слишком обобщены и не отличались разнообразием. (куросами называли фигуры юношей, корами - девушек).

Слайд 8. Ведущей темой в древнегреческом искусстве данного периода становится человек. Его представляют в виде бога, атлета, героя. Уже к началу архаического периода относится кратковременный всплеск гигантизма при изображении человека. Эта черта была свойственна скульптуре, созданной в конце седьмого века до н.э
Создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое.

Художник, создавший эту статую, очень хорошо передал различные ткани — тяжелой верхней и тонкой нижней одежды, тщательно изобразил складки, несомненно правильно установил пропорции Этой женской фигуры. Однако статуя напоминает скорее ствол дерева, а не живое человеческое тело; она кажется скованнее и мертвеннее, чем самые условные из египетских статуй.

Гера Самосская. Мрамор. Около 560 г. до н. э. Париж. Лувр.

(Гера Самосская идол, На острове Самос был широко распространен культ богини Геры, а ее святилище очень почитаемо. Руины Герайона – храма Геры, одного из самых больших в Греции, находятся в 9 км от Пифагореи. На Ионических островах он стал образцом для других. Возведенный в 8 веке до н. э., храм Геры был почти полностью разрушен землетрясением, сохранилась только одна колонна.)

Слайд 9 «Типичными для периода архаики были прямостоящие обнаженные статуи героев, или, так называемые куросы.

Характерна резко и довольно еще грубо подчеркнутая структура человеческого тела; он поставлен строго фронтально и почти симметричен, если не считать того, что его левая нога выдвинута вперед, условно изображая движение фигуры. В этом изображений физически развитого и хорошо подготовленного к борьбе бойца-гоплита его духовные качества (мужественность, сила духа, решимость и т. п.) показаны еще в самой примитивной и неопределенной форме.

Куросы - статуи юношей-атлетов или молодых воинов. Они устанавливались в честь победителей, а также на могилах. Само появление куросов говорит о том, что в греческом обществе развивалось самосознание человека, когда стали считать достойными возвеличивания не только богов, но и людей.

Скульптуры в этот период несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы формой каменного блока, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд - для сохранения равновесия.

Аттический курос. Мрамор. Около 600 г. до н. э. Нью-Йорк. Метрополитен-музей

Слайд 10 Кора - буквально "молодая девушка" по-гречески. Статуи коры также принимают условные формы. Образы девушек и женщин отличали длинные одежды, волнистые волосы, но более всего в них привлекали плавность и изящность линий - воплощение женской грации, они несут дары: фрукты, вазу или птицу. Но каждая скульптура имеет исключительный характер, зависящий от индивидуального стиля автора.

Слайд 11. Лица нередко оживляет таинственная «архаическая» улыбка

На Акрополе в Афинах, в VI веке до нашей эры, эти статуи юношей и девушек были посвящены Афине, богине-покровительнице города

Мраморная статуэтка коры. Найдено в 1883 году, в Элевсине. Около 500 г. до н.э.

Классический период (V - IV вв. до Р.Х.)

В классическую эпоху главным ремеслом скульпторов Греции было создание статуй богов и героев для украшения храмов; к этому добавлялись светские образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на знаменитых Олимпийских играх.

Слайд 13 Поликлет В древности статую Поликлета называли "Каноном", поскольку она представлялась венцом поисков в сфере формального равновесия фигур. Тело как целое и отдельные его части сочетаются в Дорифоре на основе точнейших математических расчетов. Пропорциональная система строго продумана. Голова, например, составляет 1/7 часть высоты тела, просчитаны даже размеры пальцев. В более поздние времена фигуры Поликлета стали казаться несколько тяжелыми, и Дорифора стали называть homo quadratus. Но, тем не менее, во всей античности воплощенный в Дорифоре греческий идеал казался образцом круглой трехмерной скульптуры.

Поликлет. Дорифор. Около 440 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Неаполь. Национальный музей.

КАНОН (от греч. kanon — норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер

Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма(религиозно-философское учение, основанное в Древней Греции VI—IV вв. до н. э Пифагором.), поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что «Каноном» назывался его несохранившийся трактат по эстетике

вид скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа) представляют собой самостоятельные трёхмерные объёмы, не связанные с плоскостью фона. Главные типы круглой скульптуры: статуя, бюст, скульптурная группа. Произведения круглой скульптуры могут быть рассчитаны как на одну, определённую, так и на несколько точек зрения, а также на круговой обзор, при котором содержание произведения раскрывается в различных, дополняющих друг друга аспектах.

" квадратными " (в ином переводе — "широких пропорций") Согласно одной из гипотез происхождения термина "квадратные фигуры", в "Каноне" Поликлета модулем пропорций фигуры человека является сторона квадрата, диагональ которого, в свою очередь, служит стороной большего квадрата, и так далее. В результате все части статуи выстраиваются пропорционально по "системе диагоналей" Отсюда и происходит "квадратный" характер поликлетовских скульптур

вначале название архаических древнегреческих статуй — герм, дедалов, куросов.

Возникло из-за характера их пропорций, в отличие от позднейших, более вытянутых, утонченных.

Слайд 14 Статуя «Мальчика, вынимающего занозу», дошедшая до нас в мраморной римской копии с бронзового оригинала второй четверти 5 в. до н.э. Фигурка мальчика отличается естественностью угловатой позы, реалистической передачей форм тела подростка. Статуя рассказывает о подростке, прославившемся своей доблестью во время состязания в беге. Острый шип вонзился ему в ногу, но мальчик продолжал бег и первым достиг цели.

Мальчик, вынимающий занозу. Вторая четверть 5 в. до н. э. Бронзовая римская копия. Рим. Палаццо Консерватори.

Слайд 15 «Дельфийский возничий» — одна из немногих дошедших до нас подлинных древнегреческих бронзовых статуй. В «Дельфийском возничем» было выражено уже в достаточно определившейся форме характерное для классики представление о скульптуре, как о гармоническом и жизненно убедительном изображении типических черт совершенного человека, показанного таким, каким должен быть каждый свободнорожденный эллин.

Дельфийский возничий. Бронза. Около 470 г. до н. э. Дельфы. Музей

Дельфийский возничий» (др.-греч. Ηνίοχος - «Управляющий колесницей»)

Множество художественных достижений связано с именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона.

Слайд 16 Фидий Одна из немногих достоверных копий погибшей в древности статуи Афины Парфенос. В оригинале фигура достигала около 12 м высоты. Торжественность облика богини подчеркнута богато декорированными атрибутами. На голове ее шлем, украшенный фигурами сфинксов и грифонов. У ног клубком свернулся змей - символ афинской земли. Левой рукой богиня придерживает щит На постаменте статуи было представлено рождение мифической женщины Пандоры, "всеми одаренной"; оно было отзвуком сцены рождения Афины, изображенной на восточном фронтоне Парфенона

«Афина Парфенос». V в. до н. э.. Римская копия. Афины. Национальный музей.

«Афина Парфенос» (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος — «Афина-Дева») Изображение богини Афины, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме, — Парфеноне (др.-греч. Παρθενών — дева; чистый).

Пандора (др.-греч. Πανδώρα — «всем одарённая») — имя мифической обладательницы волшебного ларца со всеми бедами и надеждой.

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Слайд 17 Кресилай Среди непосредственных учеников Фидия, полностью остававшихся верными учителю, выделяется Кресилай, автор героизированного портрета Перикла. В этом портрете глубоко и сильно выражены спокойное величие духа и сдержанное достоинство мудрого государственного деятеля. Полные жизни прекрасные человеческие образы можно видеть и в других работах Кресилая (например, голова статуи эфеба, победителя в состязании). Кресилай. Портрет Перикла. Около 440 г. до н. э. Мраморная римская копия. Лондон. Британский музей.

Пери́кл (др.-греч.— «окружённый славой»; около 494[1]—429 г. до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии знаменитый оратор и полководец.

Креси́л (греч. Κρησίλας) — древнегреческий скульптор. Родом из Кедонии, на о-ве Крите

Слайд 18 Леохар Одна из наиболее замечательных статуй поздней классики, иногда приписываемая, Леохару. Артемида представлена стремительно проносящейся мимо смертных со своим священным животным - ланью. В коротком хитоне, с красиво убранными волосами, она воплощает тип Агротеры - охотницы. Божество, сильно приблизившееся к человеку в эпоху поздней классики, остается, однако, пребывать в своей собственной сфере, не соприкасаясь с миром людей.

Артемида-охотница (Диана Версальская) Римская копия с греческого оригинала. Ок. 330 до н.э. Мрамор, высота 2,0 м

Хито́н (греч. χιτών, «одежда») — мужская и женская одежда (нижняя) у древних греков; подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов (в классическую эпоху хитоны с рукавами носили только актёры).

Артеми́да (др.-греч. в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны

Слайд 19 Лисипп. Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Отдыхающий Гермес
Неаполь, Национальный археологический музей.

Гермес —бог торговли, прибыли, разумности и ловкости в древней Греции

Алекса́ндр Македо́нский — македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Алекса́ндр Вели́кий

Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, современному человеку они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие - либо чувства или эмоции. Их целью было показать совершенную телесную красоту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: