double arrow

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ


ОПЕРА

Искусство Италии

Специфические черты

Культура барокко

· Эпоха барокко интересна своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством.

· Музыка Барокко чрезвычайно насыщенная, вышедшая за рамки XVIIв. Это время выдвинуло двух гениев (в области музыкального искусства) : Баха и Генделя, раскрывших разные грани стиля.

Барочнымобозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

Порождением духовной атмосферы эпохи Барокко стала музыка А. Скарлатти, Д. Скарлатти, Дж. Фрескобальди, К. Монтеверди, И. Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли, Вивальди, Генделя, Баха.

1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями;

2. Повышенная эмоциональность;

3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;

4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;

5. Динамизм (“мир барокко — мир, в котором нет покоя” Бунин) ;

6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:

а) целостностные системы философии;

б) поиск единства в противоречиях жизни;

в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли;

г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;

д) в живописи — отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства;

е) в музыке — создание циклических форм (соната, концерт) , многочастных произведений (опера) .

В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с другими” (Липатов) . Т. о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра” ) .

7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений музыке) .

· требование драматической выразительности в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVII в. в истории музыкального развития Западной Европы.

· увлечение образцами древнегреческой трагедии, пасторальные драмы, духовная опера Кавальери, мадригальная комедия (Веке “Тик-так-ток” ) , комедия масок, драматические спектакли, интермедии... Выдающимся оперным композитором был Клаудио Монтеверди, который углубил драматическую сущность нового жанра, обогатил полифонической традицией, средствами музыки показал многообразие человеческих характеров. В основу его опер положена драматическая мелодия (concitato — взволнованный стиль) , сплавлявшая речевые интонации, декламацию и вокал. Монтеверди включил в оперу симфонические эпизоды (увертюры) , детально разрабатывал оркестровку, вводил новые технические приемы для большей выразительности: тремоло, пиццикато.

· С середины XVII в. намечается определенная колея развития оперного жанра, устанавливаются типы, разновидности, образуются школы: 1) Венецианская Фр. Ковали, Марк А. Чести, Фр. Сократти, А. Сартарио, Дж. Лоренцо, Д. Фрески,...

Характерно: а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке; б) захватывающее действие, любовные интриги; в) введение комических эпизодов; г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным; д) утрачивается виртуозность; е) изменяется функция речитативов — только связки между ариями; ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с оперой; з) утверждаются оперные декорации (Торелли) .

2) Неаполитанская, во главе с А. Скарлатти. В его творчестве откристаллизовался жанр оперы-serio (серьезной оперы) . Черты: а) Сюжет исторический, легендарный, античный, мифологический; б) стержень — любовная интрига; в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах и противоречиях; г) главенствующее значение музыки; д) текст носит обобщающий характер; е) вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести (гнева) , героическая ария, пасторальная, бравурная,...

ж) большая роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются партии струнных и духовых, утверждается трехчастная увертюра — simfonia: 1 ч. — быстрая, 2 ч. — кантиленная, 3 ч. — моторная.

ОРАТОРИЯ Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр оратории, более камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн) .

Кантата в XVII в. складывалась как жанр по преимуществу светский, постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах. Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла. Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная) , праздничная (более масштабная) .

История инструментальной музыки XVII в. — это история создания инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно определяются ведущие типы ансамблей (трио) , выдвигаются солирующие инструменты. В середине века образуется соната, как цикл нового типа.

Это породило: 1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности; 2) расширение рамок композиции, самоопределение частей; 3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.

Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл.

Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта — grosso. Представители: Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических контрастов в пределах частей; сопоставление solo и tutti для активизации музыкальной ткани; ясный и открытый образный мир.

Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве произведений программы, но яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям. Вырабатывается определенный тип трехчастной композиции: 1 ч. — быстро; рондо, разработочный характер; 2 ч. — медленно, лирический центр; 3 ч. — быстро.

В области органной музыки ведущее место принадлежит Фрескобальди. Основные черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение к “взволнованному стилю” , жанровое разнообразие, тематическая индивидуализация.

Таким образом, художественная и музыкальная жизнь Италии была многоплановой и разнообразной.


Сейчас читают про: