Права человека в социальном государстве

Понятие социального государства.

Понятию социального государства предшествовало понятие правового государства, поскольку сначала появились первое поколение прав человека: политические, гражданские, а затем второе поколение - это социальные.

Появлению социального государства способствовало развитие рыночной экономики, рыночных отношений, в результате появилось много собственников и получился социальный кризис, но государства не знали, в каких пределах можно было вмешиваться в эти рыночные отношения, можно ли вмешиваться вообще.

По Конституции РФ 1993 года социальное государство рассматривается как, общая характеристика современного государства и гражданского общества.

Проблема определения социальное государство, связана с тремя обстоятельствами: 1) неоднозначность самого слова «социальное»; 2) неопределенность задач, которые ставит перед собой государство, не только для олицетворения власти, но и для существования людей; 3) утрата критериев в результате конфликтов (Египет 2011 год, военные события в Ливии 2011 год).

На вопрос о сущности социального государства выделяют 3 точки зрения:

· Первая точка зрения: государство несет ответственность за существование общества, где государство выступает как сторож.

· Вторая точка зрения: существование и реализация обязанностей индивида по отношению к другим людям и обществу в целом.

· Третья точка зрения, на которую опирается большинство социальное государство – это организация, помогающая слабому, стремящаяся повлиять на распределение экономических благ, с целью обеспечение каждому достойное существование.

Таким образом, «социальное государство» – это некая идеальная модель государства, по которой различные сферы общественной жизни основываются на принципах социальной справедливости, равенства и общественной солидарности, направленных на создание условий, необходимых для достойной жизни и свободного развития каждого человека, а также, это государство в котором конституционно закреплены и гарантированы, реально обеспечиваются и соблюдаются права и свободы человека и социальные обязанности государства перед обществом и человеком.[31]

К признакам социального государства относятся: социально ориентированная экономика, политика и право; социальные права и свободы; действенный механизм социальной справедливости; достойный уровень жизни и свободное развитие человека; разработка и принятие мер для недопущения социального неравенства; достаточный уровень социальной поддержки, помощи, защиты человека и особенно защиты социально уязвимых слоев населения.

Под социальной поддержкой понимается – социально – правовая защита, а под социально-правовой защитой - систему мер, для обеспечения свободной реализации субъективных прав, среди этих мер: судебная и законодательная защита.[32] Кроме того, социально-правовую защиту необходимо отличать от социальной защищенности и социально-правовых услуг.

Осуществление социально-правовой защиты включает в себя комплекс следующих мер:

· наличие политики, ориентированной на защиту интересов всех народов России;

· в сфере экономики – декларирование доходов, начиная с Президента России, пересмотр налоговой политики;

· разработка и принятие такой нормативной базы, которая не допускала бы противоречие законам подзаконных актов.

Таким образом, социальная защита как институт – это установленный законом порядок совершения юридических действий, обеспечивающих восстановление в социальных правах.

Между тем, как и всякая теория, идеальная, совершенная в плане, призванная решать проблемы, создает новые. Например:

а) социальное государство стоит дорого, поэтому нужно руководствоваться простыми целями (обеспечить минимальный уровень жизни, равные стартовые возможности) и помогать наиболее нуждающимся слоям населения и тем, кто не может выбраться из нищеты самостоятельно;

б) при функционировании социального государства возникает вероятность иждивенчества, поскольку в государстве, где пособия по безработице достаточно высоки, у человека есть альтернатива: работать там, где не по душе и получать низкую заработную плату или подождать, в поисках лучшей работы, а пока получать примерно такую же сумму денег – имеет место добровольная безработица;

в) существует угроза уравниловки и создание так называемой социальной диктатуры, и только меньшинство членов общества может быть заинтересованно в сверхсильном социальном государстве. Государство должно учесть, что инструменты перераспределения надо приспособлять к налогообложению, определять соотношение между объемом государственных обязательств и индивидуальных налоговых платежей;

г) проблемой является все разрастающийся бюрократический аппарат, созданный первоначально для удовлетворения личных, индивидуальных потребностей;

Что же происходит в наше время? Много было почерпнуто из опыта СССР. По сути, Советский Союз был первым в мире социальным государством. Советское государство было социальным, но не было ни демократическим, ни правовым. Таким образом, сложился радикальный или, говоря по-другому тоталитарный вариант социального государства – ценой прогресса в области социальных гарантий был регресс в личной свободе. Сейчас Конституция, принятая 12 декабря 1993 года, провозглашает Россию и демократическим, правовым и социальным государством. Но на пути фактического достижения цели, а не просто закрепления соответствующих положений, встречается много проблем. Не говоря уже просто о неспособности государства отвечать по своим обязательством в полной мере.

Можно отметить следующие отрицательные черты нашего времени:

Во-первых, критически можно отнестись к попыткам государственной власти ограничить, урезать число своих социальных обязанностей. Уже давно во всех развитых странах мира идет процесс социализации экономики, ведь рынок выступает ни как самоцель, а как средство достижения социальных целей.

Во-вторых, у нас отсутствует единая концепция строительства нового социального государства, т.е. системы новых программ, четко определяющих задачи, цели, решения, средства достижения целей. У нас также нет единого правового акта, который определял бы приоритеты в социальной политике государства – первостепенные и дополнительные обязательства государства перед человеком, средства защиты социальных гарантий и т.д. В статье 7 Конституции РФ содержится общая цель – «достойная жизнь и свободное развитие человека», что конкретно имел в виду законодатель не в полнее ясно. Во второй части этой же статьи перечислены некоторые гарантии, но их недостаточно. Для более эффективной реализации положений Конституции требуется большая регламентация гарантий, механизмов регуляции, защиты социальных прав человека и т.п.

В-третьих, непременное условие построения социального государства – развитие в обществе гражданско-правового сознания, а у нас с этим всегда были проблемы, поскольку российскому обществу имманентен правовой нигилизм. Пока граждане не осознают, что социальные выплаты производятся из бюджета, а бюджет пополняется из взимаемых с них налогов, вряд ли удастся чего-либо добиться. Игнорирование особенностей общественного сознания неизбежно ведет к социальным катаклизмам, к расколу общества.

В-четвертых, решать проблемы, непосредственно связанные с человеком, его благосостоянием, надо параллельно с такими крупными макроэкономическими проблемами, как приватизация, налогообложение, бюджетная политика и т.п..

В-пятых, наиболее эффективное функционирование социального государства возможно при наличии развитого и структурированного гражданского общества, которое в России еще не сформировалось. В развитых странах государство выступает как центральный, но не единственный субъект, проводящий социальную политику, часть функций передается органам гражданского общества – общественным и профессиональным организациям: профессиональным союзам, различным ассоциациям, кооперативам и т.д. Именно органы гражданского общества являются движущей силой развития социальной политики, разрушая тем самым монополию государства на разрешение социально значимых вопросов. К тому же, с плеч государства снимается часть ответственности за происходящее, поскольку дела решаются с подачи гражданского общества.

В-шестых, настоятельно необходимо и желательно акцентировать внимание на неуправляемых государством процессах, происходящих в социальной сфере, в частности к настораживающим тенденциям можно отнести неблагоприятные изменения динамики роста населения, количества рабочих мест и т.д.

Таким образом, социальное государство породило большое число противоречий. Однако не замысел социального государства, ни его методы не следует считать ошибочными. Идея о государстве благосостояния относится к числу важнейших приобретений человечества в ходе его истории. Однако из главных задач, стоящих перед Россией на нынешний день, это создание российской модели государства благосостояния, ведь без нее не возможен прогресс и процветание во многих сферах жизни.

Исторически авторы объясняют социальные права человека через призму прав человека.

Первым документом, регламентирующим права человека стала Декларация прав Верджинии 1776 г., которая определила, что все люди равны и независимы. Конституция США 1789 г., и принятые к ней 10 поправок, составившие Билль о правах человека.

В году произошли социальные конфликты, по результатам которых были нарушены права человека, и проблема прав человека затронуло все мировое сообщество в целом.

По окончании второй мировой войны было заключено соглашение, которое составило Всеобщую декларацию прав человека 1948 года.

В современной России права человека признаны социальной ценностью и закреплены во многих международных и внутригосударственных документах.

Особенности формирования социальных прав лучше рассматривать через призму становления и развития «трех поколений» прав человека. Социальные права в той или иной мере рассматривают в едином комплексе социально-экономических прав, либо экономических, социальных и культурных прав. Например, Комиссия по правам человека при Президенте России и Института государства и права РАН характеризуют социальные права, как права человека, обеспечивающие человеку достойный уровень жизни и необходимую социальную защищенность.

Конституционное право рассматривает понятие социальных прав как удовлетворяющие жизненные потребности человека.

Единого мнения о вопросе понятия социальных прав не существует, имеются несколько точек зрения:

1) А.А. Мишин не дает определения социальным правам, обозначая лишь, что социально-экономические права определяют правовое положение личности, как члена гражданского общества.

2) Е.А. Арановский отмечает, что пользование социальными правами позволяет человеку претендовать на долю в общественном богатстве, приобщаясь тем самым к благам, созданным цивилизацией. Социальные права – основа всех иных прав, которые делают государство социальным, обеспечивающих достойный уровень жизни и развития.

3) Путило: определяет социальные права как, естественные неотчуждаемые возможности, гарантирующие защиту и поддержку со стороны общества и государства в случае невозможности обеспечивать элементарные блага.

4) Козлов определение социальных прав сводит к получению материальных благ.

Проанализировав имеющиеся в официальных документах и научной литературе определения социальных прав, необходимо остановиться на следующем понятии: «социальные права» – это признаваемый обществом и государством, закрепленный в нормативно-правовых актах комплекс прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек с целью обеспечения и защиты своих интересов и возможностей, необходимых ему для нормального существования и развития.[33]

Место социальных прав в системе прав человека является дискуссионным вопросом, поскольку социальные права существенно отличаются от гражданских и политических прав. В этой связи выделяют следующий ряд проблем:

а) По природе социальные права необходимо отличать от гражданских и политических прав. Это отличие связано с той ролью, которую выполняет государство в признании и обеспечении прав. Отличие также связано с внутригосударственным правовым регулированием социальных прав.

б) По своей природе и содержанию социальные права не носят юридического характера и не могут порождать обязанностей государства по их обеспечению, следовательно юридическая защищенность социальных прав человека ставится под сомнение…

Таким образом, социальные права это стандарты, к которым должно стремиться государство при осуществлении своей политики. Задачами государства являются:

· создать эффективные социальные программы, которые гарантировали бы социальную защиту всем нуждающимся;

· создание рабочих мест в государственном секторе;

· развитие государственных систем социального обеспеченья;

· поощрение социальной благотворительности. Следовательно, социальные права есть закрепленные в законодательстве большинства современных государств минимальных правовых норм – стандартов прав человека в социальной сфере, т.е. государство должно решить социальные вопросы, при участии индивида в общественно-политической сфере, в общественном производстве.

В связи с этим можно выделить особенности социальных прав:

- они менее универсальны, т.е. распространенность на определенные категории слоев населения;

- носят рекомендательный характер;

- реализация социальных прав ставится в зависимость от состояния экономики и ресурсов страны.

Социальные права человека как комплексный правовой институт.

Социальные права человека их признание и закрепление составляют комплекс принципов и норм регулирующих общественные отношения. Анализ данных норм позволяет сделать вывод, что социальные прав это обособленный комплекс норм и принципов, составляющих институт права. Нормы о правах человека разбросаны по многим отраслям права начиная с внутригосударственного и заканчивая международным правом (право международных договоров, право международных организаций, международное гуманитарное право, международное трудовое право).

Институт социальных прав – это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства по обеспечению прав человека, статуса индивидов, гарантии процедуры реализации и защиты прав. Институт находит свое выражение в правовых нормах, которые устанавливают: каталог и содержание социальных прав, порядок формирования и принципы правоотношений, реализацию субъектами прав, свобод и обязанностей, прекращение социально-правовых отношений. Данный институт включает в себя материальные нормы и процессуальные нормы.

К материальным нормам относят принципы социальной политики государства, понятие и виды социальных прав человека, конкретные права, свободы и обязанности субъектов правоотношений, прекращение социально-правовых отношений.

Процессуальные нормы, это нормы регулирующие отношения по непосредственному осуществлению положений, содержащихся в материально-правовых нормах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: