double arrow

Устав ООН 1945 года и права человека

Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека. Никогда прежде в истории международных отношений не было международного договора, который бы фиксировал обязанности государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.[35]

Дело в том, что с самого начала развития международного права, как теории, так и практики международных отношений, государства исходили из того, что права человека являются внутренним делом каждого государства-участника международных отношений. Позиции государств были прямо противоположные. В период создания ООН и принятия Устава на международной арене действовали страны с противоположными общественно - социальными системами, и между ними шла серьезная идеологическая борьба. Каждое государство стремилось зафиксировать в Уставе ООН те принципы и нормы, те положения, которые отражали бы Конституцию страны, ее внутреннее законодательство, основные направления внешней и внутренней политики. И когда обсуждались вопросы, относящиеся к правам человека в Уставе ООН, то Советский Союз выступал за то, чтобы в п.3 ст.1, которая говорит об уважении к правам и свободам человека, зафиксировать специальный перечень прав и свобод. Советский Союз предлагал зафиксировать такие права, как право на труд, право на образование. СССР выступал за то, чтобы в Уставе ООН были зафиксированы основные социально-экономические права. США и другие западные державы выступали за то, чтобы в Уставе ООН были зафиксированы главным образом гражданские и политические права: свобода слова, право на свободное выражения своего мнения, право покидать свою страну и возвращаться в свою страну и ряд других прав. Советский Союз категорически возражал. Поэтому при разработке Устава ООН было принято решение сформулировать этот принцип в общих чертах, не конкретизируя его конкретного содержания. Эта практика широко распространена в области межгосударственных отношений, когда государство не может конкретизировать ту или иную норму, тогда ее (норму) просто формулируют в общих чертах для того, чтобы добиться взаимоприемлемого решения. Например, многие понятия, которые имеются в Уставе ООН, по-разному трактовались в то время Советским Союзом и западными странами. СССР исходил из классового характера прав и свобод человека, существовало разное понятие прав свобод, демократии, социального прогресса. Например, Советский Союз исходил из того, что социальный прогресс, может быть достигнут только после ликвидации капитализма и развития социалистической системы. Западные страны давали совершенно иное толкование этому вопросу. Но не уточняя и не раскрывая понятий, которые имеются в Уставе ООН, тем не менее, достигалась возможность принять международный документ, который бы удовлетворял все стороны.

Такая позиция государств не случайна.[36] Особенно, является сложным вопрос в такой сфере международного права, как права человека. Дело в том, что государства исходили из того, что этот вопрос относится к внутренней компетенции. При разработке Устава ООН и последующих международных соглашений, позиции государств были прямо противоположны, и когда государства не могли достичь согласия по тому или иному вопросу, они по наиболее спорным вопросам принимали факультативные статьи тех или иных соглашений.

Факультативная статья означает, что государство может принять на себя в целом тот или иной международный договор, за исключением определенной статьи и заявить, что, ратифицируя тот или иной международный договор, не принимает на себя обязательства по тем или иным статьям этого договора. Например, к Международному Пакту о гражданских и политических правах был разработан специальный факультативный договор, который регулировал систему подачи и рассмотрения индивидуальных жалоб лиц на нарушения своих прав. В те годы, когда принимались Пакты и факультативный протокол, 1966г., позиции государств были кардинально противоположные, и большинство государств мира не соглашались на то, чтобы индивидуальные жалобы их граждан рассматривались международными органами. Это был один из принципиальных вопросов, по которому позиция Советского Союза, стран Запада и развивающихся стран расходилась. Сейчас существует Европейский Суд по правам человека, который рассматривает жалобы индивидов и принимает обязательные для государства решения. Однако в те годы государства резко возражали против конкретизации каких-либо серьезных положений, относящихся к тем вопросам, которые сегодня регулируются международным правом.

Советский Союз категорически возражал против включения в Устав ООН, во Всеобщую Декларацию прав человека, в Пакты о правах человека право каждого человека на частную собственность. СССР говорил, что частная собственность является основой эксплуатации, поэтому она не может фигурировать в международном документе и обязывать государства предоставлять каждому человеку частную собственность.

Одним из самых серьезных вопросов, которые рассматривались при разработке Устава ООН, и который еще сегодня является противоречивым в межгосударственных отношениях, является принцип, запрещающий Организации Объединенных Наций и государствам-членам вмешиваться во внутренние дела по существу находящиеся в их внутренней компетенции. Это один из вопросов, который рассматривался как в связи с принципом уважением прав и свобод человека, так и в связи с другими принципами международного права. Поскольку этот вопрос относится ко всем принципам международного права, он сформулирован в пункте 7 ст.2 Устава ООН следующим образом: «Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава».

По вопросам, относящимся к правам и свободам человека, после принятия Устава ООН развернулась широкая дискуссия. Устав ООН говорит об уважении и соблюдении прав и свобод человека. Устав ООН возлагает юридическое обязательство на государство соблюдать основные права и свободы человека. Но как только дело касалось Советского Союза, то СССР говорил, что Устав ООН не обязывает государство, а содержит рекомендательные нормы в отношении прав человека.

Поэтому, после того, как был принят Устав ООН, возникла необходимость в разработке международных соглашений, которые закрепляли бы тот обязательный перечень основных прав и свобод человека, который подлежит всеобщему соблюдению. Была разработана Всеобщая Декларация в виде резолюции Генеральной Ассамблеи, а затем Пакты о правах человека. Пакты о правах человека в договорном порядке фиксировали тот обязательный перечень прав, который должен соблюдаться каждым государством, ратифицирующим Пакты о правах человека.

Каким образом создаются нормы и принципы международного права? Нормы и принципы международного права создаются договорным или обычным путем. Договорной путь, это путь заключения договоров, в результате которых государства берут на себя определенные обязательства. Подписывая и ратифицируя международный договор, а международный договор становится обязательным только после ратификации, государство принимает на себя обязательства соблюдать его правила, закреплённые данным международным договором. В истории международных отношений не было договоров, которые регулировали права и свободы человека до принятия Устава ООН и создания Организации Объединенных Наций.

Сейчас международное право является в основном договорным правом, поскольку основные области в межгосударственных отношениях урегулированы международным законом или международным договором. В практике международных отношений не было всеобъемлющих международных соглашений, которые регулировали бы основные права и свободы человека, поскольку каждое государство считало, что сфера прав и свобод человека относится к внутренней компетенции государств[37].

При изучении международного права необходимо иметь в виду то, что каждое государство стремиться толковать те или иные нормы международного права, закреплённые в международных документах для оправдания своей политики. Например, страны, находящиеся в конфликте между собой (вооруженном или невооруженном конфликте) пытаются истолковать одни и те же положения международных соглашений для отстаивания абсолютно противоположных позиций государства. Поэтому задача юриста-международника защищать политику того государства, которое он представляет. При этом желательно находится в рамках международного права, в рамках межгосударственного соглашения или многосторонней конвенции[38], которые заключены государствами.

К числу международных договоров обеспечивающих общую защиту прав человека, относятся[39]:

1. Устав ООН 1945 года.

2. Всеобщая декларация прав человека 1948 года.

3. Международные пакты по правам человека 1966 года.

4. Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года.

5. Конвенция о статусе беженцев 1951 года.

6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года.

7. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин 1979 года.

8. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания 1984 года.

9. Конвенция о правах ребенка 1989 года…

В первой строке преамбулы Устава ООН было закреплено, что «Мы народы Объединенных Наций в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека». Основная задача Устава ООН состоит в предотвращении войны, в пресечении нарушения мира, и вновь утвердить веру в основные права и свободы человека, которые отбирались в ходе Второй Мировой Войны. Хотя события февраль – апрель 2011 года в Ливии и Египте свидетельствуют о нарушении норм и принципов заложенных в Уставе ООН 1945 года.

На Крымской конференции отмечалось, что права и свободы должны лечь в основу создаваемой Организации Объединенных Наций Устава ООН 1945 года. Тем не менее, обсуждаемый в Сан-Франциско проект Устава ООН, разработанный в Думбартон-Оксе в 1944 г., не содержал положение, которое в последствии было закреплено в п.3 ст.1 Устава ООН, о том, что Организация Объединенных Наций преследует цели осуществлять международное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к основным правам и свободам человека для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Однако, США, Советский Союз, Китай, Великобритания при окончательной доработке Устава ООН внесли предложение зафиксировать в п.3 ст.1 Устава ООН ссылку на то, что государство будет строить свои отношения на основе принципа уважения и соблюдения, основных прав и свобод человека. Более конкретно этот вопрос формулируется в ст.55 Устава ООН, которая возлагает на государства обязанность содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола и религии. Положения, относящиеся к правам и свободам человека, также содержатся в главах Устава ООН, посвященных международной системе опеки по отношению к несамоуправляющимся, т.е. колониальным территориям. Во всех этих главах содержатся обязательства государств содействовать соблюдению прав и свобод человека.

Статья 1 Устава ООН называет цели Устава, а статья 2 Устава закрепляет принципы Организации Объединенных Наций. Среди принципов ООН называет улаживание отношений между государствами мирными средствами, развитие дружественных отношений на основе самоопределения, осуществление международного сотрудничества в развитии уважения к правам человека. Основные принципы, на основе которых базируется деятельность ООН- это: принцип суверенного равенства государств, принцип добросовестного выполнения обязательств, принятых на себя по настоящему Уставу, принцип разрешения споров мирными средствами, принцип уважения территориальной целостности и неприкосновенности и другие. Закрепленные в Уставе ООН принципы имеют обязательный характер для всех государств, осуществляющих политику в области прав человека.

Таким образом, Устав ООН, возлагая на государство обязанность соблюдать основные права и свободы, запрещает вмешательство во внутреннюю компетенцию государства. Любое государство может заявить, о своей внутренней компетенции, в том случае, если это государство не является участником основных международных документов, которые регулируют перечень основных прав и свобод человека.

Устав ООН необходимо рассматривать в неразрывной связи с другими международными документами, регулирующими те вопросы, которые содержатся в Уставе ООН. Устав ООН был первым универсальным договором, который возложил определенные обязательства на государства, и который урегулировал ряд вопросов, которые не урегулировались ранее. Это, например, вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности. Из Устава ООН следует, что государство имеет право на индивидуальную и коллективную оборону, запрещается применение силы в международных отношениях, запрещается агрессия. А что такое агрессия и что такое применение силы в Уставе не записано. Поэтому Устав ООН с этой точки зрения должен толковаться в соответствии с теми международными соглашениями, которые принимаются впоследствии, которые конкретизируют положения, содержащиеся в Уставе ООН.

Устав ООН является базовым, основным документом, на котором базируются все другие международные соглашения, поскольку ни одно международное соглашение не может противоречить Уставу ООН – «это аксиома международного права, так как в Уставе ООН зафиксированы общеобязательные нормы и принципы, которые обязательны для всех государств, независимо от того, являются ли они членами ООН или не являются, и все международные договоры в тех вопросах, которые регулируются Уставом ООН, основываются на Уставе ООН, и развивают те нормы и принципы, которые содержатся в этом универсальном международном договоре».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: