double arrow

Финансовая служба по финансовому мониторингу


Банковский контроль.

Их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились. Это обусловлено изменением принципов регулирования экономики и связанной с ним перестройкой банковской системы, образованием коммерческих банков, основанных на разных формах собственности. В результате функции банков по контролю за деятельностью предприятий, организаций, учреждений сузились. Коммерческие банки не осуществляют контрольных полномочий в отношении своей клиентуры в административном порядке, как это было прежде, когда все банки были государственными и были наделены властными полномочиями. Однако на основе действующего законодательства банки (кредитные организации) уполномочены выполнять функции государственного контроля: они контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями порядка ведения кассовых операций, счетов; в целях противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем, контролируют операции по переводу денежных средств без открытия счетов; как агенты государственного валютного контроля они контролируют соблюдение валютного законодательства и др. В других отношениях банки осуществляют контроль на гражданско-правовой основе как сторона в договоре.




Отличается особенностями контроль, осуществляемый Центральным банком РФ(Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. ФЗ от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ)) в силу специфики своего правового положения, соединяющего статус органа государственного регулирования кредитно-денежных и валютных отношений и юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность. На Центральный банк РФ как орган государственного регулирования возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. При этом он вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установлен­ные правила деятельности, принудительные меры воздействия. Центральный банк РФ осуществляет также контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании и денежном обращении.

Финансовая служба по финансовому мониторингу выступает также как орган координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует с Центральным банком РФ. При этом Служба взаимодействует с компетентными органами иностранных государств. Также Правительству РФ непосредственно подчиняется финансовая служба по финансовому мониторингу. (Указ Президента РФ № 724 от 12 мая 2008 года).

Соответственно задачам службы к ее полномочиям отнесены: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации доходов (отмыванию доходов), полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности; участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по данным вопросам и др. Служба наделена полномочиями по предупреждению и приостановлению незаконной деятельности: они вправе создавать постановления о приостановлении операций с денежными средствами и иным имуществом, разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению нарушений и др. в соответствующих случаях она обязана направлять информацию в правоохранительные органы.



Помимо рассмотренного вневедомственного контроля проводится ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль, т. е. контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти за деятельностью входящих в их систему предприятий, организации, учреждений. В настоящее время такие контрольные полномочия осуществляют структурные подразделения министерств (департаменты, службы, агентства в установленных случаях). Они закрепляются в правовых актах соответствующих министерств - приказах министра. К основным задачам ведомственного контроля относятся контроль за выполнением бизнес-планов, эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной (муниципальной) собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, соблюдением нормативов при расходовании средств, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всяко рода излишеств.



В системе законодательства и системе права каждого государства важное значение имеют акты и нормы, регулирующие отношения в области финансовой деятельности государства, юридических лиц и имущественных отношений граждан, в том числе в деле осуществления финансового контроля.

Лимская Декларация руководящих принципов контроля, принятая IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля в 1977 г., содержит положение, согласно которому организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансами, определив следующие принципы финансового контроля: законность, правильность, целесообразность, экономичность и эффективность финансовой деятельности.

В соответствии с этими принципами в Российской Федерации осуществляется совершенствование правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении контроля над соблюдением органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации, рациональным и эффективным использованием ими государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов, а также правильностью постановки бухгалтерского учета и отчетности.

Между тем в настоящее время в РФ действуют более двухсот актов федерального и регионального уровня, а также актов органов местного самоуправления, регулирующих отношения в области финансового контроля.

Многочисленные акты о финансовом контроле на федеральном уровне, в субъектах РФ и на уровне местного самоуправления разнообразны не только по их наименованию, но и по содержанию. Однако в Российской Федерации нет связующего базового акта о финансовом контроле, и необходимо рассмотреть проблему определения места и значения правового института финансового контроля в системе финансового права и финансового законодательства.

Федеральные, региональные и местные органы власти посредством нормативных правовых актов регулируют отношения в области финансового контроля в пределах своей компетенции. Эти акты отражают как общегосударственные задачи, так и особенности правового регулирования экономики субъектов РФ, демографической ситуации и некоторые другие особенности.

Конюхова Т.В. (и многие др. ученые, например, Овсянников Л.Н.) считает, что в России должна быть создана единая взаимосвязанная система нормативных правовых актов российского федерального финансового законодательства и законодательства субъектов РФ, объединенная общими принципами и осуществляющая в полном объеме правовое регулирование финансового контроля, включая правовое регулирование как государственного, так и муниципального контроля, что может быть достигнуто с помощью принятия федерального закона о финансовом контроле.

Принятие федерального закона "О финансовом контроле в Российской Федерации" позволит усовершенствовать правовое регулирование отношений в области финансового контроля, будет способствовать обеспечению законности, лучшей организации проведения финансового контроля, сохранности национального богатства и росту благосостояния населения России.

Президент РФ в п. 5 Указа от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 18 июля 2001 г. № 872) дал поручение Правительству РФ разработать проект федерального закона о финансовом контроле. Однако впоследствии (Указом Президента РФ от 18 июля 2001 г. № 872) данный пункт Указа был признан утратившим силу, поручение осталось невыполненным.

Единая концепция государственного финансового контроля в РФ должна иметь главную идею: для повышения эффективности государственного управления в области финансовых отношений необходимо, прежде всего, предупреждать потери бюджетных средств, финансовые нарушения и недочеты в движении финансовых потоков, упорядочить проверки деятельности органов государственного управления и хозяйствующих субъектов, согласовать цели и задачи каждого контрольного органе с целью реального задействования системы государственного финансового контроля.







Сейчас читают про: