double arrow

Виды финансового контроля


ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Можно выделить различные виды финансового контроля в зависимости от основания классификации:

1) по субъектам, осуществляющим контроль:

а) государственный (на уровне Российской Федерации и ее субъектов):

- надведомственный, или внешний (осуществляется органами государственной власти, не входящими в структуру контролируемого субъекта);

- парламентский (осуществляется законодательными (представительными) органами власти);

- внутриведомственный, или внутренний (осуществляется структурным подразделением контролируемого субъекта);

б) муниципальный (осуществляется органами местного самоуправления):

в) общественный (осуществляется гражданами или их объединениями, общественными организациями);

г) внутрихозяйственный, или внутрифирменный (осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов).

д) независимый (осуществляется специализированными негосударственными организациями);

2) по содержанию (по объекту контроля):

а) бюджетный (контроль за формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществлением государственных и муниципальных заимствований, представлением государственных и муниципальных кредитов, использованием государственного имущества);




б) налоговый (контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах);

в) валютный (контроль за соблюдением валютных ограничений);

г) таможенный (контроль за соблюдением декларантами, перевозчиками, таможенными брокерами таможенного законодательства в части уплаты таможенных платежей);

д) банковский (контроль за соблюдением кредитными организациями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации);

е) страховой надзор.

3) в зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на:

а) предварительный (Осуществление данного вида контроля предшествует осуществлению подконтрольных операций);

б) текущий (В рамках этого контроля финансовые операции проверяются при их осуществлении. К примеру, контроль Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета).;

в) последующий (При последующем финансовом контроле контрольные мероприятия проводятся по итогам финансовой деятельности. К примеру, проверка Счетной палатой РФ отчета об исполнении федерального бюджета).

4) в зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений соответственно правовым нормам различают:

а) обязательный

б) инициативный



Н.И. Химичева называет следующие виды финансового контроля:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

б) Президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) общественный;

ж) аудиторский.

Государственный финансовый контроль (по мнению Гутцайт Е.М.) - структурный элемент единой системы финансового контроля, представляющий собой подсистему взаимосвязанных единством поставленных для решения задач и используемых методов контрольных мероприятий, осуществляемых различными по своему правовому статусу государственными органами (как общей, так и специальной компетенции) и их подразделениями, наделенными при этом исполнительной властью. Основной целью данного вида контроля является максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.

Муниципальный финансовый контроль - осуществляется органами местного самоуправления, которые в силу ст. 12 Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти. В своей деятельности органы местного самоуправления руководствуются ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Общественный финансовый контроль.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, основанным на положении Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ст. 24 Конституции РФ). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения.



Внутрихозяйственный (внутрифирменный) осуществляется главным образом в форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ) предусмотрено обязательное ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами. Данный вид контроля осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины.

Независимый (негосударственный) финансовый контроль – это контроль за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций, учреждений, осуществляемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Если государственный финансовый контроль - приоритет публичных интересов, то негосударственный аудиторский финансовый контроль - приоритет частных интересов хозяйствующих субъектов. Принципы, присущие как государственному финансовому контролю, так и негосударственному – это независимость, законность, объективность, эффективность, оперативность, гласность.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором). Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.







Сейчас читают про: