Навыки установления вербального контакта
(Снетков, 2002; Ива нова, 2005; Шмидт, 1992, Самсонов, 2002).
Успешности установления контакта способствует приветливая улыбка
и прямой взгляд. Не спешите садиться и начинать разговор. Поймайте
ответный взгляд. А если вам, к тому же, улыбнулись в ответ, можно
считать, что хорошее начало разговору положено, Вступительная часть
деловой беседы необходима для того, чтобы собеседник переключился
от дел, которыми он был занят, на разговор с вами, а также для создания
благоприятной атмосферы. Чтобы партнер быстрее включился в разговор,
рекомендуется так построить первые фразы, чтобы мобилизовать все каналы
воспри-ятия, поскольку с первого взгляда определить приоритетный канал
восприятия невозможно (например, «Рад встрече с вами» — кинестетический
канал, «Приятно видеть, что» — визуальный и т. д.),
Задачи вступительной части:
1) привлечение внимания к своей персоне;
2) установление контакта с собеседником;
3) пробуждение интереса к теме разговора.
|
|
«Самоубийственным» началом разговора считаются излишняя
почтительность, демонстрация полной зависимости от партии, извинения за
то, что оторвали от важных дел и т. д.
В процессе разговора необходимо поддерживать партнера. По-
казать ваше расположение можно позой, кивками, словами. По-скольку
сотрудничество предполагает максимальное достижение участниками
взаимодействия своих целей, для этого необходимо:
1. Перед тем как вступить в деловую беседу, четко представить себе то, что
вы хотите сообщить, обдумать это в деталях.
2. Быть внимательным к возможным смысловым барьерам.
3. Следить за своими позами, жестами, мимикой, интонацией.
4. Быть внимательным к чувствам партера по общению, откры-тым и
способным к сопереживанию.
5. Добиваться адекватной обратной связи.
(Карнеги, 1990; Бороздина, 2006; Суховершина, Тихомирова, 2006;
Гиппенрейтер, 2004; Емельянов, 1988; Петровская, 1982)
Вступая во взаимодействие, люди оказывают влияние друг на друга.
Механизмы влияния:
1. Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного
индивида к другому, который может совершаться и бессознательно, и вполне
осознанно.
2. Внушение — целенаправленное неаргументированное воздей-ствие
на другого человека (отличие от заражения в том, что внушающий
сам не находится в том состоянии, которое он пытается привить
воспринимающему).
3. Подражание — следование какому-либо приему, образцу;
воспроизведение индивидом черт и образов демонстрируемого поведения.
4. Принуждение — неаргументированное силовое воздействие.
5. Убеждение —целенаправленное аргументированное воздействие на
|
|
другого человека, представляющее собой словесное доказательство идей,
обоснование решений, планов и поступков.
Техника комплимента (Тимофеев, 2004)
Как известно, одна из самых сильных страстей, владеющих человеком,
— потребность в признании и уважении. Она отчасти удовлетворяется
комплиментами. Здесь стоит обратить внимание на то, что комплимент
отличается от лести своим правдоподобием и объективностью.
Содержанием комплимента может быть похвала внешности партнера,
его интеллектуальных и душевных достоинств, его вещей.
- Чтобы добиться цели воздействия, комплименты вставляют-ся при каждом
удобном случае, начиная с первого момента контакта, и обязательно — в
конце разговора.
- Хвалить следует только те качества, которыми гордится сам партнер.
Не соответствующая действительности похвала может прозвучать как
издевательство.
- Похвала должна выглядеть не как манипулирование, а как констатация
очевидного факта. Рекомендуется не делать пау-зу после комплимента,
чтобы не давать возможности собеседнику «защищаться», чувствуя
неловкость.
- Лучше быть максимально объективным. Чрезмерные похва-лы редко
вызывают в собеседнике доверие.
- Не следует говорить в ответ на сделанный вам комплимент точно такой же.
- Говоря комплимент, сохраняйте чувство собственного достоинства, не
лебезите.
Приемы, помогающие сделать комплимент:
- Прием «позитив третьей стороны». Это комплименты, сказанные одному
человеку, с тем чтобы они непременно достигли ушей другого. Добрые
слова, высказанные публично
всегда вызывают больше доверия и оцениваются выше, чем комплимент,
сказанный напрямую в личной беседе.
- Прием «передать адресату похвалу третьего лица». Это обрат-ный пример.
Кто-то похвалил поведение, внешность или вещи вашего собеседника, и вы
передаете ему эти слова.
Как принимать комплименты. Когда вы говорите людям компли-
менты, то, естественно, выслушиваете множество ответных. Если вы
начинаете отрицать сделанные вам комплименты, то это небла-гоприятно
влияет на развитие отношений. Отрицание комплимен-та всегда производит
негативное впечатление. Но если вы смотри-те собеседнику в глаза и
отвечаете позитивно, он наверняка будет чувствовать себя комфортно в
вашем обществе.__