Узловые вопросы

1. Понятие учебной задачи.

2. Общая характеристика учебной задачи.

3. Психологические требования к учебным задачам.

Существуют различные определения учебной задачи.

· «…соотношение цели и условий определяет задачу, которая должна быть разрешена действием» (С.Л.Рубинштейн);

· «…цель, данная в определенных условиях» (А.Н.Леонтьев);

· «…стандартизированная (схематизированная) форма описания некоторого фрагмента (отрезка) уже осуществленной познавательной деятельности, ориентированной на создание условий для воспроизведения этой деятельности в условиях обучения» (В.И.Геницианский);

· «..основная морфологическая единица учебной деятельности, основной целью которой является изменение самого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект» (Д.Б.Эльконин);

· «…сложная система информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна. Она может быть найдена лишь на основе решения задачи или сведений, сформулированных таким образом, что между отдельными понятиями имеются несогласованность, противоречие, требующие поиска новых знаний, доказательств и т.д.» (А.К.Анохин, Н.А.Бернштейн);

· «…такая задача, при решении которой школьники как бы решают все задачи данного класса, требует мыслительного анализа и теоретического обобщения» (В.В.Давыдов).

Компоненты учебной задачи
Балл А.Г. 1. Предмет задачи в исходном состоянии. 2. Модель требуемого состояния предмета задачи.
Машбиц Е.И. 1. Цель (требование). 2. Объекты, которые входят в состав условия задачи. 3. Их функции. 4. Указания о способах и средствах решения.
Фридман Л.М. 1.Предметная область- класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь. 2. Отношения, которые связывают эти объекты. 3. Требование задачи- указание о цели решения задачи, то, что необходимо установить в ходе решения. 4. Оператор задачи - совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.

Учебная задача, во-первых, является средством достижения учебных целей; во-вторых, она всегда «доопределяется», «переопределяется» самим учеником; в-третьих, решением одной задачи можно достичь различные цели учения, в то же время для достижения какой-либо одной учебной цели требуется набор определенных задач.

Средства решения

· материальные (инструменты, машины)

· материализованные (тексты, схемы, формулы)

· идеальные (знания, которые привлекаются решателем).

Психологические требования к учебным задачам

1. Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач.

2. При конструировании системы задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных.

3. Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности.

4. Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения (Е.И.Машбиц).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: