Чтобы на нём не осела мирская пыль

Сознание подобно чистому зеркалу.

Тело подобно древу Бодхи.

Северная и Южная школы чань.

Учение Бодхидхармы сохранялось, пока в школе не произошёл раскол из-за разногласий двух учеников пятого китайского патриарха Хун-женя (605 – 675 гг.). Хун-Жень объявил, что его преемником станет тот, кто напишет лучшее стихотворение, выражающее суть Учения.

Шень-Сю (ум. 706) написал:

Час за часом мы очищаем его,

Цзун-Ми, поясняя эту формулу, писал, что “природа просветления изначально находится во всех существах так же, как зеркало обладает природой блеска. Но, поскольку сознание покрыто загрязнениями (как зеркало покрыто пылью), нужно уничтожить ложные мысли, и когда ложные мысли будут полностью уничтожены, изначальная природа будет сиять во всём совершенстве, подобно тому, как очищенное от пыли блестящее зеркало отражает все предметы. Очищение сознания от морально-психических “загрязнений” должно сопровождаться созерцанием “изначальной природы”, опираясь на писания, излагающие учение о первопринципе. Шень-Сю стал основателем Северной школы чань.

Чжи-Шэнь основал школу, близкую к доктрине Шень-сю. Адепты этой школы считали необходимым освобождение от привязанности к феноменальному бытию, причём большое значение они придавали практике нравственности (шила), сосредоточения (самадхи) и интуиции (праджня). Посредством практики нравственности достигается состояние “отсутствия памяти”, т. е. отсутствия привязанности к своему прошлому. Психологические установки, сформированные предыдущим опытом, отбрасываются, и достигается “отсутствие мысли”, отсутствие дискурсивного мышления и обусловленных им тревог за будущее. В то же время практика интуиции позволяет в каждый момент времени реагировать на ситуацию в соответствии с интуитивным знанием, лишённым заблуждений и ошибок.

Сходную доктрину выдвинула школа Лао-Аня. Эта школа также придерживалась практики нравственности, сосредоточения и интуиции. Однако из требования “угашения сознания” эта школа делала весьма радикальные в практическом отношении выводы. Поскольку всякое различительное знание есть заблуждение, следует отбросить выполнение обрядов, исповедей, чтение сутр, рисование икон и переписывание священных текстов. Эти занятие представляют собой ошибочные мыслительные построения, которые мешают постижению целостной истины. Принцип “не-различения” в этическом плане означает, что монахи не должны искать благ и избегать лишений и равнодушно относиться ко всему происходящему.

Оппонентами этого направления чань-буддизма явились сторонники школы “единой колесницы” (Экаяна). Хуэй-Нэн (638 – 713 гг.), опровергая стихотворение Шень-Сю, написал:

Изначально нет никакого древа Бодхи,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: