double arrow

Основные категории этики

Многие науки для своего языка используют такие термины, которые свойственны только для узкой отрасли знаний и почти не встречаются в повседневном общении. В отличие от них этика пользуется понятиями, которые являются словами живого языка и чаще всего употребляются в обыденной речи («добро и зло», «счастье», «долг», «справедливость» и т.д.).

Категории этики в этической теории подразделяются в соответствии с уже известной нам структурой морали и нравственности следующим образом:

-категории нравственного сознания (идеи, нормы, принципы, ценности и т.д.);

-категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т.д.);

-категории нравственного отношения (конфликт, авторитет, репутация и т.д.).

Категории этики используются для оценки самых различных поступков, поэтому основные понятия морали «добро», «зло», «благо», «счастье», «долг», «совесть», «ответственность», «смысл жизни», «честь», «справедливость», «порядочность», «человеческое достоинство» не претерпевают существенных изменений с течением времени.

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. "Добро" и "зло" - центральные понятия нравственного сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны моральным сознанием очень давно и уже первые этические системы используют их в своих построениях.

Добро является наиболее общим понятием морали, оно выступает:

- как идеал;

- как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает в качестве мотива поступка;

- как качества человека (добродетель).

Такое многозначное определение добра вытекает из самой природы нравственности, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей.

Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает осуждения и должно быть преодолено

Существование добра не подвергается, как правило, сомнению. Сложнее со злом, которое некоторые религиозные мыслители рассматривают как недостаток добра. Во всяком случае идея Добра упорядочивает, объединяет всю духовную жизнь человека. Добро представляется в виде светлого, успокаивающего, облагораживающего образа. Но нет и «чистых» носителей добра. В каждом человеке имеются не только достоинства, но и недостатки.

Скептики античности утверждали, что можно выявить конкретные проявления добра, но невозможно дать определение добра вообще.

Хотя человек не может дать четкого определения добра и зла, он все же интуитивно отличает добро от зла – добрые поступки как бы самоочевидны.

Наиболее категорично говорят о природе добра и зла религиозные мыслители. Они утверждают, что Бог является живым воплощением добра, а сатана – воплощением зла. Таким образом, добро и зло имеют сверхъестественный источник. Только вера в абсолютное добро позволяет нам творить добро.

Религиозная трактовка добра и зла достаточно проста, опирается на догматы, имеющие многовековую историю. Однако возникают вопрос, насколько такое понимание добра и зла имеет объективные критерии. Можно лишь безошибочно утверждать, что одни действия соответствуют воле Бога, а другие – нет. Конечно, имеются заповеди, изложенные в Библии (считается, что это воля Бога). Ссылки на Священное писание, на высказывания отцов церкви не всегда дают выход из трудностей, ибо в них немало противоречий. Сам же факт существования зла создает для церкви немалые трудности

Реальные проявления добра настолько многогранны, сложны, что дать четкое определение добра, как я уже говорила, сложно.

Тем не менее, Добро – категория этики, объединяющая все, что имеет положительное нравственное значение, служащее отграничением нравственного от безнравственного, противостоящее злу. С древних времен добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали и заслуживающем осуждения. Зло - родовое понятие по отношению ко всем нравственно негативным явлениям - обману, подлости, жестокости, и т.п. Зло проявляется как в малом, так и в большом. Зло укоренилось в привычках, в нравах, в повседневной психологии.

Справедливость означает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Справедливость – добродетель правильного отношения к другим людям. Справедливость проявляется в отношении к другой личности, в уважении к ней, невторжении в сферу ее свободы. Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой общественным мнением. Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим.

Идея справедливости, требование справедливости пронизывает законодательство современного демократического общества, справедливость считают синонимом правоохранительной деятельности, правосудия. Недаром богиню правосудие с давних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно воплощать справедливое решение в жизнь. В правоохранительной юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу ряда обстоятельств могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, оказывается несправедливым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: