double arrow

Принципы построения общей теории городского развития. Понятие- ткань.понятие- каркас


Для обозна­чения относительно устойчивой, структурообразующей части системы, концентрирующей основные процессы жизнедеятельности городского населения, связанные с высокой интенсивностью простран­ственного освоения, предлагается термин КАРКАС (I). Очевидно, что, выявляя каркас, управляя его формированием, градостроитель получает возможность аффективно влиять на все остальные компоненты ГС, составляющие ее основной материальный субстрат, или ТКАНЬ

Такая двоичная (каркас — ткань) модель ГС не является не­ожиданным откровением. Она буквально «носится в воздухе». Широ­кое употребление таких терминов, как «инфраструктура», «плани­ровочная структура», «система центра», близких по смыслу к по­нятию «каркас», указывает на* то, что практика вынуждает градо­строителей противопоставлять ведущую, структурообразующую, наиболее характерную часть ГС ее стереотипно организованной массе.

В какой же форме, какими методами мы можем охарактеризо­вать и количественно оценить процессы функционирования и раз­вития города, представив его в виде системы, состоящей из кар­каса и ткани? Выполненные к настоящему времени теоретические разработки[1] позволяют дать первую версию ответа на этот клю­чевой вопрос. Вкратце суть ответа сводится к следующему.

Во-первых, выявляя каркас, мы получаем возможность опери­ровать с теми элементами города, которые наиболее существенны для его последующего развития и в первую очередь должны стать объектами управляющих воздействий градостроителя. Разработаны некоторые операционные методы выявления каркаса ГС, основанные на использовании количественных характеристик.

Во-вторых, установлено, что соотношение каркаса и ткани — фундаментальная характеристика динамического состояния ГС. По­казано, что различные фазы городского развития как на относи­тельно коротких временных интервалах его текущего функциониро­вания, так и в масштабе долговременных эволюционных изменений могут быть охарактеризованы различными значениями этого соот­ношения. Сделаны некоторые более или менее доказательные пред­положения относительно характера проявляющихся при этом зави­симостей.

В отличие от планировочной структуры каркас означает не сами по себе внутренние взаимосвязи, свойственные объекту, а выделенную на основе этих взаимосвязей совокупность его материально-простран­ственных элементов (сооружения, магистрали и т. п.). В то же время каркас охватывает не все, а лишь важнейшие элементы и связи объек­та, определяющие его структурную и функциональную организацию; он характеризует верхний иерархический уровень структуры, тогда как ее нижележащие уровни находят отражение в строении ткани. Таким образом, каркас фиксирует строение ГС, с одной стороны, более пред­метно, материально, а с другой стороны,— более обобщенно, чем планировочная структура. Это позволяет надеяться на эффективное использование понятия «каркас» при исследовании и моделировании структурно-функциональной организации и развития ГС. Здесь необ­ходимо сделать оговорку. Нетрудно предположить, что понятие «кар­кас» отражает некоторые общие закономерности СФО архитектурно-планировочных объектов (от сооружения до региональных систем), которые выходят за рамки локальной задачи описания собственно города. Структурно-функциональный каркас достаточно четко просле­живается не только в городе, но и в отдельном сооружении, и в слож­ном архитектурном комплексе, и даже в эконом географическом районе.

Хотя такое расширительное толкование понятия «каркас» во многих случаях кажется оправданным, в нашем случае задача жест­ко ограничена рамками исследования собственно города. Все, что говорится ниже об изменении каркаса и его характеристик, ориен­тировано на конкретную задачу описания процессов городского раз­вития и не может быть механически перенесено на объекты других уровней пространственной организации среды. Такое обобщение универсальной модели «каркас — ткань», хотя и представляется ло­гически возможным, пока, по-видимому, преждевременно — ему должны предшествовать основанные на этой модели развернутые интерпретации функционирования и развития объектов каждого уров­ня с учетом присущих им специфических особенностей.

Каркас отражает существенные свойства СФО города (точнее, ГС) в целом постольку, поскольку его становление и развитие нераз­рывно связаны с формированием и эволюцией городской ткани. Конеч­но, каждый из компонентов города — ткань, так же как и каркас,— выполняет свою весьма ответственную и специфическую роль в функ­ционировании ГС. Поддержание определенных характеристик тка­ни — необходимое условие полноценной городской жизни. Однако именно каркас — главный рабочий орган, своего рода «двигатель», который обеспечивает эффективную и бесперебойную работу «город­ской машины». Параметры каркаса определяют тот потенциал обме­на (выбора), так сказать, «коммуникативной мощности», который го­род в состоянии предложить своему жителю как главное, определяю­щее качество городского образа жизни.

На стадии роста происходит активное воспроизводство эле­ментов ткани. Форма городского развития реализуется в силу того, что при некоторой избыточности потенциала каркаса она связана с наименьшими затратами, т. е. является наиболее эффективной формой расходования энергетических ресурсов системы. Постепенно воз­никающая и неуклонно растущая диспропорция между размерами системы и потенциалом ее каркаса до некоторого момента компенсиру­ется наращиванием мощности каркаса в пределах уже занятой им территории, за счет внутренних резервов его интенсификации.




Сейчас читают про: