4. РАЙОННАЯ ПЛАНИРОВКА
Процесс урбанизации и формирование систем населенных мест. Модели иерархии расселения. В работах экономгеографов и районных планировщиков, четко сформулировано общее отношение к урбанизации как объективно обусловленному процессу: «Парадоксального расхождения между настойчивым стремлением правительств, ученых и градостроителей ограничить рост больших городов и их фактическим ростом могло бы и не быть, если бы города не развивались в силу важных объективных закономерностей и не имели крупнейших достоинств как форма человеческого расселения». В числе этих достоинств называют выгоды концентрации производства в городах, развитие в них вторичных и третичных видов деятельности, специфическую роль городов как фокусов социальной активности и информационного обмена, источников распространения нововведений в области культуры и технологии
Внимание многих исследователей привлекают те специфические пространственные формы, которые приобретает увеличение числен ности городского населения, а именно территориальное расширение городов, и в первую очередь крупных.
Последнее обстоятельство уже давно привлекает внимание всех специалистов, изучающих режим функционирования развивающихся городских образований. Существует обширная научная литература по изучению регулярных трудовых перемещений городского населения — так называемых «маятниковых миграций». В. В, Покшишевский считает, что маятниковая миграция—это не столько миграция, сколько образ жизни, предполагающий регулярные загородные поездки, мало отличающиеся от пользования внутригородским транспортом. Большинство специалистов приходят к выводу, что маятниковые миграции населения — главный определитель фактических границ зон влияния городов или, если говорить точнее, того ареала, в пределах которого локализуются трудовые и социально-бытовые связи городского населения.
Формирование таких «тесных скоплений городских поселений, объединенных сложной системой многообразных связей» [26) становится главной чертой современной урбанизации. Эти скопления получили название агломераций. Агломерация — широко распространенная и, по-видимому, простейшая форма взаимодействия городских поселений,
Экономгеографы склонны усматривать в формировании агломераций проявление определенных закономерностей процесса урбанизации. Градостроители же, напротив, обращают внимание на стихийность, неупорядоченность естественного развития городов, которые ведут к образованию агломераций;
Быстро развивающийся процесс урбанизации, задачи управления экономикой вынуждают рассматривать вопросы территориального размещения и взаимодействия населенных мест в масштабах области, экономгеографического района, страны. Уже сейчас существуют урбанизированные ареалы, значительно превосходящие по своим размерам отдельную агломерацию или групповую систему в том смысле, который мы придали этим терминам. Для обозначения таких гигантских скоплений городов в зарубежной литературе часто используется термин «мегалополис», которым была названа первоначально сросшаяся группа крупнейших городских агломераций на восточном побережье США (Бостон, Филадельфия, Нью-Йорк, Вашингтон).
Таким образом, подобно тому как границы города становятся «размытыми» в рамках агломерации или групповой системы, границы * последних в свою очередь до некоторой степени утрачивают четкость в рамках более сложных и высокоорганизованных планировочных систем, формирующих в конечном счете глобальную систему расселения. Не случайно именно экономгеографам и районным планировщикам принадлежат первые попытки осмыслить жизненную среду человека как иерархию территориально-пространственных систем различной степени сложности.
Можно констатировать, таким образом, что, несмотря на известные отличия, существующие в трактовке пространственных аспектов урбанизации различными исследователями, все они приходят к выводу о пространственной неоднородности расселения. Эта неоднородность рассматривается как естественный результат неоднородности самого географического пространства и неравномерности, присущей многим процессам жизнедеятельности (развитие экономики, распространение «нововведений» и т. п.). Ори этом отмечаются два типа пространствен ной неоднородности расселения — линейный и центрический. Они отражают взаиморасположение коммуникаций и узловых центров, находящихся в местах их пересечения. На уровне региональных больших систем расселения сочетание этих двух типов пространственной неоднородности приводит к представлению о сети расселения, в которой могут быть выделены доминирующие узловые центры и «рядовые» линейные участки. К этому представлению сводятся в конечном счете все современные концепции расселения.
Представляется весьма существенным, что в качестве устойчивого каркаса планировочной системы выступают не только города-центры локальных планировочных систем, но и связывающие их транспортные магистрали.
Изучение региональных планировочных систем объективно выявляет пространственную неравномерность расселения. Установлено, что поляризация пространств по степени освоения происходит около узловых районов и соединяющих их линейных транспортных связей. Эти факты наталкиваются на поиски соответствующих аналогий на других уровнях организации жизненной среды человека, где сходные по характеру процессы часто выступают не в столь явной форме. То же относится к представлению об инерционности больших планировочных систем: скрытый потенциал роста, присущий наиболее устойчивым элементам, формирующим относительно мало изменяемую структурную основу систем, может быть рассмотрен, по-видимому, не только применительно к скоплению городов, но также к отдельному городскому образованию или его элементам.
Методы экономгеографии и районной планировки представляют интерес также и с точки зрения накопленного ими опыта использования количественных методов. Начиная с ранних моделей пространственной экономики (Тюнен, Леш и др.) и кончая современными расчетами сети городов по методу демографических потенциалов работам в этой области присуще настойчивое стремление увязать важнейшие характеристики коммуникационной сети с показателями функционального использования городских территорий.