Эволюция понятия конкурентоспособность на базе ключевых компетенции.
В наст время в связи с нарастанием темпов изменения во внешней среде в сочетании с глобализацией, фирмы и организации в поисках конкурентного преимущества обращают взгляд внутрь себя стараясь определить те способности развивая которые можно сохранять и развивать свои конкурентные позиции. В связи с этим на первый план в стратегическом анализе выдвигается необходимость в анализе ключевых компетенций, чтобы определить новую базу для формирования стратегического плана, исполнение которого приведет к появлению устойчивого конкурентного преимущ-ва.
Д. Кемпбелл определяет компетенцию как свойства или ряд свойств присущих всем или большинству компаний в отрасли. Лишь обладая имим организация может участвовать в определенного рода предпринимательской деятельности.
Ключевая компетенция = это отличительная особенность свойство или ряд свойств, специфичных именно для конкретной организации, наличие которых позволяет производить товары качеством выше среднего, и использовать свои ресурсы и компетенции более эффективно. Принято считать что ключевой компетенцией реально обладают только те предприятия чьи производственные и финансовые результаты достигают уровни выше среднего. Ключевая компетенция делится на две основные категории: отраслевые (базовые) и ресурсы (финансовые (ск и зк, нераспределенная прибыль), физические ресурсы (движимость и недвижимость), человеческие ресурсы (опыт знания, квалификация, способность к риску), организационные ресурсы (форма, организационная культура).
Проанализировав внутренние условия, компания выделяет особые качества, которые не могут быть с легкостью скопированы и приобретены конкурентами, в результате способности и ресурсы компании становятся основой для бизнеса и для определения корпоративной стратегии, нежели изменчивые переменные внешней среды и запросы рынка.
Примеры: Потенциальный доступ к разным рынкам, возможность использования только в рамках определенной бизнес системы, добавление значительной потребительной стоимости к конечному продукту.
Источниками ключевой компетенции являются: структура, репутация, инновация и стратегические архивы. Ключевые компетенции имеют разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. Отличие от конкурентов должно быть существенным.
Прежде всего, дается оценка сегодняшней стратегии.
Оценка осуществляется по следующим параметрам:
1. Цели, задачи и общая стратегия;
2. Сферы конкуренции предприятия;
3. Функциональные стратегии (производство, маркетинг, финансы, НИОКР);
4. Последние действия по реализации стратегии:
¨ Ценовая и рекламная политика;
¨ Подготовка новой продукции;
¨ Выход на новый рынок.
5. Определяются показатели успешности действующей стратегии:
¨ Увеличение или уменьшение доли рынка;
¨ Изменение рентабельности;
¨ Динамика объема чистой прибыли;
¨ Окупаемость инвестиций;
¨ Сравнение темпов роста продаж фирмы и роста рынка в целом.
Если стратегия в целом успешна, то это не исключает коррективы ее отдельных элементов.
Процесс формирования стратегии включает 3 этапа:
1. Формирование общей стратегии (базовой);
2. Формирование конкурентной стратегии (по портеру);
3. Определение функциональных стратегий.
Существуют 4 базовые стратегии;
1.Рост;
2.Ограниченный рост (стабилизация);
3.Сокращение;
4.Сочетание 1+2+3;