Тема 8. Конфликтогенная специфика особенностей характера пожилых людей

Значительное увеличение доли пожилых людей в общей структуре населения влияет на многие сферы жизнедеятель­ности, затрагивая области политики, экономики, медицины, общественно-социальных институтов.

Одна из особенностей сложившейся ситуации состоит в том, что «вхождение в старость» происходит на фоне сниже­ния уровня жизни многих людей. Очень часто это влечет за собой не только бедность и экономическую зависимость, но и чрезмерное ухудшение здоровья, усугубляя тем самым соци­альную изолированность, психическое и психологическое не­благополучие. Несомненно, что пожилые люди попадают в группу высокого риска, становятся зависимыми от медико-социальной и экономической помощи, следовательно, нужда­ются в психологической поддержке.

Одним из элементов социальной политики, активно раз­вивающихся в современной России, является социальная рабо­та с пожилыми людьми. Для того чтобы научиться оказывать эффективную и квалифицированную помощь таким людям, необходим индивидуализированный подход к каждому. Это означает, что знание психологических особенностей пожилых, их потребностей и возможностей приобретает решающее зна­чение для специалистов, результат деятельности которых во многом зависит от успешного взаимодействия с пожилыми людьми.

Оказывая помощь в области социальной работы именно людям пожилого возраста, было бы полезно придерживаться существующей концепции оптимизации жизнедеятельности пожилых людей, одновременно применяя компенсаторные со­циальные амортизаторы. На операциональном уровне необхо­димо:

— различать нормальный, патологический и оптимальный процесс старения;

— учитывать гибкость в подходах к потенциальным резерв­ным способностям пожилых людей;

— считаться с возрастными ограничениями в развитии ре­зервных способностей пожилых людей;

— принимать во внимание компенсирующие возрастные ограничения возможности личных и общественных зна­ний, включая область новейших технологий;

— учитывать негативные возрастные изменения в соотно­шении системы «обретений и утрат»;

— принимать во внимание пластичность или гибкость пси­хики пожилого человека.

В современной науке сосуществуют различные точки зре­ния на старость и сопутствующие ей процессы и явления. В ней, в частности, отмечается, что многоплановость процес­са старения не позволила до настоящего времени создать единую всеобъемлющую теорию, которая была бы способна обоснованно представить все аспекты этого процесса в пол­ном объеме.

Некоторые исследователи считают, что старость — это сла­бость в отличие от силы молодости, но закон выживания силь­ного в постоянной борьбе отходит на второй план. Пожилые люди полностью располагают собой и своим досугом, у них меньше стрессов, дел, отложенных «на потом». Престарелые перестают выполнять общественные функции, они становятся самими собой, приобретают самоидентичность. В старости по­степенно приходит осознание качества вещей, их значимость в жизни. В сознании старого человека прочно утверждается ценность сегодняшнего дня, остаются лишь непосредственно переживаемые моменты и заботы настоящего.

В России старение и связанное с ним стойкое ограничение жизнедеятельности человека наступает, как правило, гораздо раньше, чем на Западе, где возраст старения отсчитывается от 75 лет. Люди пожилого возраста, являясь старыми по своему физическому и психическому состоянию, с большими трудно­стями справляются с негативными последствиями процесса старения.

Старение принято рассматривать как процесс, состоящий из трех компонентов:

— биологическое старение — возрастание уязвимости орга­низма и возрастающая вероятность смерти;

— социальное старение — изменение моделей, стереоти­пов поведения, статуса, ролей;

— психологическое старение — выбор способа адаптации к процессам старения, новых стратегий преодоления труд­ностей.

Повышенная хрупкость к воздействию разного рода по­вреждающих факторов во многом кроется в структурах лично­сти и ее опыте, приобретенном в различные периоды жизни до наступления старости. В формировании старости решаю­щую роль играют стиль и образ жизни. Ни одна глобальная теория не может охватить все варианты взаимодействия меж­ду человеком и ситуацией в старости. С возрастом люди ста­новятся все более разными.

Преобладающей является точка зрения, согласно которой личность человека по мере его старения трансформируется и регрессирует. Происходящие в старости изменения касаются снижения социальной активности, мотива к достижению успеха и инициативности. Если изменения происходят, то скорее они вызваны тяжелыми переживаниями, утратами, ухудшением здоровья. У пожилых людей растет страх перед риском и стремление к безопасности. Зависит ли степень изменений от возраста или жизненной ситуации — определить непросто. В старости у человека сильна тенденция к сохранению такого представления о себе, которое сформировалось в наиболее оптимальный период жизни.

Образ жизни в старости построен на привычных, повторя­ющихся действиях, которые дают ощущение стабильности.

Привычки проявляются в привязанности к определенным ве­щам и предметам, олицетворяющим возможность поддержи­вать сложившийся жизненный уклад.

Для людей, работающих с пожилыми людьми, важно учи­тывать, что они имеют разнообразный жизненный опыт. Им приходилось преодолевать всевозможные трудности, прини­мать решения в различных ситуациях. Главное — ориентиро­ваться на имеющиеся индивидуальные возможности конкрет­ной личности. У нас есть разнообразные представления о том, какими должны быть пожилые люди, как они должны себя вести, что им лучше делать или не делать. При взаимодей­ствии с ними необходимо освободиться от этих представлений и обратить свое внимание на то, что сам пожилой человек считает для себя важным. Оказание социальной поддержки и укрепление ощущения компетентного функционирования яв­ляются приоритетными направлениями в работе с пожилыми людьми.

Отношение к собственному старению — активный элемент психической жизни в старости. В оформлении этого чувства определяющими являются моменты осознания факта физи­ческих и психических возрастных изменений, признание есте­ственности ощущений физического нездоровья. О счастливой старости правомерно говорить, когда имеется удовлетворен­ность новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это та фор­ма психического старения, когда долгая жизнь приносит но­вые положительные эмоции, которых человек не знал в про­шлом. В развитых цивилизованных странах пожилой человек находит в своем новом положении явные преимущества по сравнению с ранними этапами жизни. Новая жизненная пози­ция отражает пересмотр прошлых установок и выработку но­вых взглядов, основанием которых является созерцательная, самодостаточная установка. К этому времени выявляются но­вые интересы, относящиеся к общим проблемам, гуманитар­ным наукам, обращенность к природе. Новая жизненная фи­лософия, являясь человеку на фоне возрастного снижения фи­зических и психических сил, оказывается наиболее адекватной установкой для адаптации и реабилитации к окружающей об­становке.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова специфика «вхождения в старость» у современных российских граждан?

2. Какими характеристиками отличаются происходящие из­менения в психике человека в старости?

3. Какие психологические факторы должен принимать во вни­мание социальный работник, обслуживающий пожилых лю­дей?

4. Как психологические особенности пожилого человека ска­зываются на его конфликтном поведении?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: