double arrow

Индивида

Взаимодействия уровня личностного развития

Влияние на мотивацию конфликтного

Несмотря на то, что темперамент и характер оказывают значительное влияние на мотивацию поведения людей в воз­никновении и разрешении конфликтов, их реакция на вне­шние стимулы имеет более сложную природу. Окончательное решение принимает личность.

Уровень личностного развития — еще один фактор, влия­ющий на возникновение межличностного конфликта.

Личность развивается и совершенствуется в процессе со­циализации, активного усвоения и воспроизводства социаль­ного опыта. Человек корректирует свои действия в соответ­ствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, для чего он держит под контролем проявления своего темперамен­та и характера. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают,

7. Зак. 430

когда поведение человека определяют только темпераментные черты характера, а личность не участвует в этом процессе или не в состоянии «совладать с собой».

На уровень развития личности и, следовательно, на моти­вацию конфликтного взаимодействия индивида большое вли­яние оказывает «Я — концепция», которая формируется в про­цессе самопознания, через самонаблюдение и самоанализ сво­их поступков, переживаний, мыслей, состояний. В этом процессе происходит определение самого себя, поиски своего места в окружающем мире. «Я — концепция» — это внутрен­ний мир человека, доступный только ему.

Психологи находят, что уровень личностного развития ин­дивида проявляется, в частности, в его самооценке, которая может быть адекватной, завышенной и заниженной. От них зависит и соответствующий уровень притязаний каждого че­ловека на собственное признание.

На мотивацию поведения в конфликте большое влияние оказывает уровень притязаний человека на собственное при­знание, или уровень самооценки.

При завышенной самооценке человека индивид намеренно подчеркивает свое превосходство над другими и, как правило, имеет постоянные проблемы с окружающими. Никто не мо­жет смириться с пренебрежительным отношением к себе, ре­акция на такое поведение всегда негативная. Люди с завы­шенной самооценкой потенциально конфликтны. Поведение человека с завышенной самооценкой формирует у него комп­лекс превосходства.

У людей с заниженной самооценкой и притязаниями мно­го неудач, а следовательно, и переживаний. Поведение чело­века с заниженными притязаниями формирует у него комп­лекс неполноценности, несамостоятельности, зависимости от других.

При адекватной самооценке у людей больше удач й мень­ше конфликтных ситуаций во взаимодействии с другими. У них даже в конфликтном взаимодействии формируется комплекс самодостаточности. Во время конфликтов им не надо ни воз­вышаться, ни унижаться перед другим участником конфлик­та. Такие люди потенциально не конфликтны.

На мотивацию индивида в конфликтном взаимодействии большое влияние оказывает ориентация участника конфликта

на манипулирование человеком. Американский психолог Э. Шостром исследовал этот вид конфликтного взаимодействия и выделил среди участников конфликта такие типы, как акту-ализаторы и манипуляторы.

Манипуляторы обычно потенциально конфликтны, что со­всем не характерно для актуализаторов. Последних характери­зуют честность, прозрачность намерений, искренность, аутен­тичность, отзывчивость, интерес к партнеру, свобода, спон­танность, открытость, доверие. Они глубоко верят в других и в себя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникающие конфликты.

На мотивацию конфликтного взаимодействия большое вли­яние оказывает локус субъективного контроля, открытый аме­риканским психологом Дж. Роттером. В соответствии со сво­ей научной концепцией Роттер делит людей на экстерналов и интерналов.

Экстерналы полагают, что все, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, случая и т. п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чревато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми.

Интерналы считают, что все происходящее с ними есть результат их собственных усилий. В собственных неудачах они обвиняют главным образом себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки. В конфликтах они способны видеть свою причаст­ность и брать ответственность за это на себя.

Вопросы для самоконтроля

/. Каково содержание понятия «мотивация» в контексте кон­фликтного взаимодействия?

2. Как соотносятся между собой понятия «мотивация» и «мотив»?

3. Каково содержание понятий «мотивация как процесс» и «мотивация как результат» в конфликтном взаимодей­ствии?

4. Какие виды мотивов существуют?

V

VЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛ I Р М Я О ^л*^л^л^л^л<^л^л^л^л^л


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: