Взаимодействия уровня личностного развития
Влияние на мотивацию конфликтного
Несмотря на то, что темперамент и характер оказывают значительное влияние на мотивацию поведения людей в возникновении и разрешении конфликтов, их реакция на внешние стимулы имеет более сложную природу. Окончательное решение принимает личность.
Уровень личностного развития — еще один фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта.
Личность развивается и совершенствуется в процессе социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человек корректирует свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, для чего он держит под контролем проявления своего темперамента и характера. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают,
7. Зак. 430
когда поведение человека определяют только темпераментные черты характера, а личность не участвует в этом процессе или не в состоянии «совладать с собой».
На уровень развития личности и, следовательно, на мотивацию конфликтного взаимодействия индивида большое влияние оказывает «Я — концепция», которая формируется в процессе самопознания, через самонаблюдение и самоанализ своих поступков, переживаний, мыслей, состояний. В этом процессе происходит определение самого себя, поиски своего места в окружающем мире. «Я — концепция» — это внутренний мир человека, доступный только ему.
Психологи находят, что уровень личностного развития индивида проявляется, в частности, в его самооценке, которая может быть адекватной, завышенной и заниженной. От них зависит и соответствующий уровень притязаний каждого человека на собственное признание.
На мотивацию поведения в конфликте большое влияние оказывает уровень притязаний человека на собственное признание, или уровень самооценки.
При завышенной самооценке человека индивид намеренно подчеркивает свое превосходство над другими и, как правило, имеет постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной самооценкой потенциально конфликтны. Поведение человека с завышенной самооценкой формирует у него комплекс превосходства.
У людей с заниженной самооценкой и притязаниями много неудач, а следовательно, и переживаний. Поведение человека с заниженными притязаниями формирует у него комплекс неполноценности, несамостоятельности, зависимости от других.
При адекватной самооценке у людей больше удач й меньше конфликтных ситуаций во взаимодействии с другими. У них даже в конфликтном взаимодействии формируется комплекс самодостаточности. Во время конфликтов им не надо ни возвышаться, ни унижаться перед другим участником конфликта. Такие люди потенциально не конфликтны.
На мотивацию индивида в конфликтном взаимодействии большое влияние оказывает ориентация участника конфликта
на манипулирование человеком. Американский психолог Э. Шостром исследовал этот вид конфликтного взаимодействия и выделил среди участников конфликта такие типы, как акту-ализаторы и манипуляторы.
Манипуляторы обычно потенциально конфликтны, что совсем не характерно для актуализаторов. Последних характеризуют честность, прозрачность намерений, искренность, аутентичность, отзывчивость, интерес к партнеру, свобода, спонтанность, открытость, доверие. Они глубоко верят в других и в себя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникающие конфликты.
На мотивацию конфликтного взаимодействия большое влияние оказывает локус субъективного контроля, открытый американским психологом Дж. Роттером. В соответствии со своей научной концепцией Роттер делит людей на экстерналов и интерналов.
Экстерналы полагают, что все, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, случая и т. п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чревато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми.
Интерналы считают, что все происходящее с ними есть результат их собственных усилий. В собственных неудачах они обвиняют главным образом себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки. В конфликтах они способны видеть свою причастность и брать ответственность за это на себя.
Вопросы для самоконтроля
/. Каково содержание понятия «мотивация» в контексте конфликтного взаимодействия?
2. Как соотносятся между собой понятия «мотивация» и «мотив»?
3. Каково содержание понятий «мотивация как процесс» и «мотивация как результат» в конфликтном взаимодействии?
4. Какие виды мотивов существуют?
V
VЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛ I Р М Я О ^л*^л^л^л^л<^л^л^л^л^л