Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

В социальной работе




В контексте конфликтного взаимодействия

Понятие стресса и его виды

В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

И СТРЕССОВЫХ состояний

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФЛИКТОВ

8.1. Понятие стресса и его виды в контексте конфликтного взаимодействия в социальной работе.

8.2. Влияние стресса на конфликтное взаимодействие в социальной работе.

8.3. Управление стрессом в конфликтной ситуации в социальной работе.

VЛVЛ^гЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛ^?ЛVЛVЛVЛ«ЛVЛVЛVЛVДVЛVЛVЛVЛVпVЛVД

Трудно представить себе другую сферу жизни людей, где проблема взаимодействия стресса и конфликта была бы столь актуальна, как это имеет место в сфере социальной работы. Ив целом в мире, и в России систематически совершаемые природно-климатические и техногенные катастрофы и их по­следствия представляют собой постоянно действующий стрес-согенный фактор.

В условиях России системе социальной работе приходится иметь дело с огромными массами людей, не обеспеченных или малообеспеченных средствами существования. Уникаль­ность России в том, что в разряде многих десятков миллионов людей, живущих у черты бедности или далеко за ее предела­ми, оказываются физически здоровые работающие гражда-

не.Здесь полезно обратить внимание на то, что понятия «бед­ность» и «черты бедности» имеют различное содержание в разных странах. Например, в США гражданами, живущими за чертой бедности, считаются те, чей годовой доход не пре­вышает 10тыс. дол. (833 дол. в месяц— 21,300 руб.). Это средние и выше среднего зарплаты в самых богатых отраслях народного хозяйства нашей страны — банковской, нефтегазо­вой и энергетической сферах. Понимание этого факта не мо­жет не быть источником сильного стресса у абсолютного боль­шинства российских граждан.

Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел на­пряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Стресс применительно к человеческому организму есть со­стояние индивида, возникающее как ответная реакция на раз­нообразные неблагоприятные или экстремальные воздействия внешней среды.

В научный оборот данный термин введен в 1936 г. выдаю­щимся канадским физиологом Гансом Селье (1907-1982), раз­работавшим общую концепцию стресса как приспособитель­ной реакции организма на воздействие экстремальных факто­ров (стрессогенов).

По определению ученого, стресс является неспецифичес­ким ответом организма на любое предъявленное требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, на­правленное на преодоление возникающих трудностей и при­способление к возросшим требованиям.




Физиологическая и биохимическая природа стрессов изу­чена достаточно хорошо. Схематично физиологическая «из­нанка» стрессовой реакции выглядит примерно так. Под воз­действием какого-либо стрессового фактора (конфликт, не­ожиданное событие и др.) в коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения — так называемая «до­минанта», появление которой запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается одна из важнейших структур проме­жуточного мозга — гипоталамус, который в свою очередь ак­тивизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутрен-

ней секреции — гипофиз. Последний выбрасывает в кровь пор­цию специального гормона, под влиянием которого надпочеч­ники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые и дают хорошо знако­мую картину стрессового состояния: усиливается сердцебие­ние, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т. д.

Биохимические сдвиги при стрессе являются сформиро­ванной в процессе длительной эволюции оборонительной ре­акцией организма на внешнюю угрозу, физиологический смысл которой — мгновенная мобилизация всех сил организма, не­обходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Но со­временный человек, в отличие от первобытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Вот и циркулируют по нашей крови не нашедшие применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности, стресс не имел бы разрушительных последствий, но таких возмож­ностей у ведущего современный образ жизни человека немно­го. Поэтому и попадает его организм в своеобразную стрессо­вую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начи­нает их усиленно восстанавливать. Оттого даже при относи­тельно слабом повторном эмоциональном возбуждении орга­низм рефлекторно реагирует повышенным выделением гор­монов. Такова биохимическая природа стресса, которая «стоит за кулисами» нервозного, неадекватного конфликтного пове­дения человека.



Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений.

Следует уточнить, что все экстремальные воздействия мо­гут вывести из равновесия и физиологические, и психологи­ческие функции.

Действия стресса, так же как и конфликта, тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать ка­кую-либо значимую потребность, в результате чего происхо-

дит многократное усиление действия психологических механиз­мов защиты, физиологических возможностей.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные по­ступки: мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко возрастают, но только на некотором интервале времени. Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого свои. Считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезен для вы­полнения работы и безвреден для человека, а продолжитель­ный и значительный может привести к самым разным неже­лательным последствиям.

Г. Селье выделил следующие стадии стресса.

Стадия неспецифических реакций, или тревоги. Организм человека переходит в режим мобилизации ресурсов. Такая мо­билизация повышает устойчивость организма к стрессовой си­туации.

Стадия резистентности, или устойчивого и избиратель­ного реагирования, является сигналом к тому, что человека ждут большие проблемы в будущем.

Стадия сопротивления позволяет организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями.

Стадия истощения, или дистресса наступает, когда чело­век длительное время находится под воздействием стрессоген-ных факторов. Происходит снижение уровня функционирова­ния практически всех систем психики человека, адаптацион­ных возможностей организма и способности сопротивляться разнообразным заболеваниям, что может сопровождаться не только апатией, но и развитием депрессивных состояний.

В современных представлениях о стрессе выделяют три стадии его развития:

— возрастание напряжения, или мобилизацию;

— внутренний стресс, или дезаптацию;

— истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, или дезорганизацию.

Стадия мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, их ускорением, готовностью быстро вспомнить необходимую ин-

формацию. На данной стадии работникам удается сделать мно­гое и в срок.

Стадия дезаптации проявляется вслед за стадией мобили­зации при условии, что стресс длится долго. Возникает реак­ция запредельного торможения, что ведет к снижению каче­ства исполнения работы. Проявляется неорганизованность, те­ряется четкость передачи информации, забывается часть информации, принимаются решения, не учитывающие послед­ствия. Работники допускают множество ошибок, качество вы­полнения поставленных задач резко снижается.

Стадия дезорганизации возникает при продолжении со­хранения стрессовой нагрузки. На данной стадии может про­изойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, ее поведение становится неадекватным ситуации, происходит потеря контроля над ситуацией. Длительный стресс, даже при сохранении внешнего состояния без изменения, может приве­сти к серьезным внутренним заболеваниям.

В целом стресс — явление обычное. Незначительные стрес­сы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при выполнении поставленных задач. Психологи считают, что чело­век больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности зав­трашнего дня.

Различают следующие виды стрессов.

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (су­ществующей длительное время) значительной нагрузки на чело­века, в результате которой его психологическое или физиоло­гическое состояние находится в повышенно напряженном со­стоянии (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).

Острый стресс— состояние личности после события или явления, в результате которого теряется «психологическое» рав­новесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает при физической пере­грузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещен­ность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду при­чин: задетое самолюбие, оскорбление, работа, несоответству­ющая квалификации.

Кроме того, стресс может быть результатом психологичес­кой перегрузки личности: выполнение слишком большого объе­ма работ, ответственность за качество сложной и продолжи­тельной работы.

Вариантом психологического стресса является эмоциональ­ный, который появляется в ситуациях угрозы, опасности и обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информа­ционных перегрузок или вакуума.

Г. Селье использует не только понятие «стресс», но и «ди­стресс». Если стресс — необходимый организму механизм пре­одоления неблагоприятных последствий внешней среды, на­пряжение, которое мобилизует, активизирует организм чело­века для борьбы с источником негативных эмоций, то дистресс — состояние нервного истощения, вызванного стрес­сом, чрезмерное напряжение, понижающее возможности орга­низма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с прояв­лением отрицательных эмоций человека, а все положитель­ные эмоции объявлять защитой от него. Любая эмоциональ­ная встряска является стрессором (источником стресса), при этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается.





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 1844; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8577 - | 8149 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Личность как предмет исследования социальной психологии
  2. I.3.3. Использование методов психодиагностики в работе школьного психолога
  3. Status praesens communis. Больной считает себя 3 года, когда появились перебои в работе сердца, до 01.2004г. в больницу не обращалась. В 2004 дважды проходила лечение с диагнозом ИБС
  4. VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕ­МИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РАЗВЕРТЫВАНИИ И РАБОТЕ ПОЛЕВЫХ ГОСПИТАЛЕЙ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
  5. Американская модель социальной работы
  6. Б. Правила безопасности при работе с режущими, колющими инструментами и металлорежущим оборудованием
  7. Базовые элементы социальной структуры общества
  8. Билет №17. «Оттепель»: достижения и просчёты в политической, социальной и духовной сферах
  9. Британская система социальной защиты
  10. В социальной работе. Психотипы деструктивно-разрушительного поведения в конфликтном взаимодействии
  11. Важнейшие цели, субъекты и направления социальной политики социального государства


 

18.232.51.247 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.