Субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оп­понентов, которые приводят к тому, что они выбирают имен­но конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выби­рает стратегию противодействия. Практически в любой конф­ликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в кон­тексте сказанного носят субъективный характер.

К ним относятся: черты характера и типы личностей; ус­тановки личности; неадекватные оценки и восприятия; мане­ры поведения.

Участников конфликта можно поделить на прямых и кос­венных. Прямыми участниками конфликта считаются противо­борствующие стороны, а косвенными — организаторы, пособ­ники, подстрекатели, посредники, свидетели, очевидцы и др.

Противоборствующие стороны — участники конфликта, со­вершающие активные действия (атакующие или оборонитель­ные) друг против друга. Иногда противоборствующая сторона скрывает свое участие в конфликте, опасаясь огласки и нака­зания, так как конфликт приводит к нежелательным для нее

результатам. Но со временем участники конфликта могут быть выявлены со всей определенностью, если, конечно, в данном замалчивании не заинтересована какая-либо третья сторона, которая будет уже косвенным участником конфликта.

Подстрекатель — лицо, организация или государство, под­талкивающее другого участника к конфликту. Подчас подстре­катель заинтересован в конфликте больше самого участника, но сам может в нем не участвовать.

Пособник — лицо, содействующее конфликту советами, тех­нической помощью и другими способами.

Организатор — лицо (группа), планирующее конфликт, на­мечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатор может быть участником конфликта либо вне его, представлять собой одну из противоборствующих сторон либо играть роль под­стрекателя. Очень важную роль в масштабности конфликта играет степень обеспеченности организатора различными ак­сессуарами (массовые, технические, интеллектуальные).

Посредник — строго нейтральное лицо, помогающее конф­ликтующим сторонам в достижении согласия с помощью пе­реговоров. Посредник не принимает никаких решений, а пере­дает пожелания противоборствующих сторон, помогая им прий­ти к соглашению. Он должен устраивать обе стороны, иначе не сможет выполнить свои обязанности по урегулированию конфликта. Доверительные отношения с участниками конф­ликта позволяют создать благожелательную атмосферу и ус­коряют процесс разрешения конфликта, чему во многом спо­собствуют мудрость, авторитетность, интеллигентность посред­ника при полном отсутствии заинтересованности в победе одной из сторон.

Потребность — осознание отсутствия чего-либо, вызыва­ющее у человека побуждение к действию. Количество и раз­нообразие потребностей личности велико, много и теорий, объясняющих поведение личности, исходя из ее потребностей. Наиболее известным автором теории потребности является А. Маслоу.

Не менее значимым для успешного решения конфликтных ситуаций является понятие «интерес». Интересы личности мо-

гут быть крайне разнообразны: к музыке, технике, природе и т.д. Главное в данном понятии то, что, проявив интерес к какому-либо предмету, человек может сделать его средством достижения своих целей.

Определение основных интересов личности, затронутых в конфликте, является достаточно сложным, но необходимым процессом для правильного определения всех составляющих конфликта, выбора форм воздействия на оппонентов, управ­ления конфликтом.

Различия в этических ценностях людей могут стать серь­езной причиной конфликта. Это происходит, когда нравствен­ные нормы поведения одних вступают в противоречие с нор­мами других. Несовместимость моральных принципов встре­чается в различных сферах жизнедеятельности людей и разного рода конфликтах. Противоречий в этических ценностях между людьми во всех сферах их жизнедеятельности избежать, ко­нечно, невозможно. Однако, несмотря на всю проблематич­ность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в зна­чительной степени повысить его эффективность и избежать конфликтов в процессе взаимодействия с другими.

Другой немаловажной причиной конфликта может быть несовпадение характеров индивидов. Не только семейные кон­фликты и разводы часто возникают потому, что люди «не сошлись характерами». Это весьма распространенная причина в самых различных сферах человеческой деятельности. Осо­бенно следует ее учитывать в группах, находящихся в дли­тельном, локальном и постоянном общении. Не случайно люди, которым предстоит работать в таких условиях, прохо­дят испытание на психологическую совместимость.

Важным фактором возникновения конфликта являются ус­тановки личности, образующие идеальные типы индивиду­альности. Причиной конфликта в данном случае может быть противоречие между различными идеальными типами инди­видуальности, если они выражены достаточно ярко. Так, на­пример, взаимодействие человека с теоретическим складом ума с человеком с экономическим складом уже с самого нача-

ла таит в себе опасность конфликта. Для одного из них про­цесс его деятельности является самоцелью, знает лишь одну страсть — страсть к проблеме, к поиску истины, его пережи­вания оторваны от реальной жизни. Он может отчаяться от возможности объяснить какое-либо явление и ликовать от чи-/сто теоретического открытия, хотя оно не связано ни с какой материальной выгодой. Для второго характерно во всех своих жизненных связях на первое место ставить выгоду, полез­ность. Для него все становится средством поддержания и наи­лучшего устройства реальной жизни, борьбы за существова­ние. Из всего он стремится извлечь максимальную выгоду, пользу. Понятно, что при взаимодействии таких разных лю­дей или при выполнении какой-либо совместной работы им будет трудно найти «общий язык».

Значительную роль в возникновении и развитии конфлик­тов играют неадекватные представления, оценки и самооцен­ки. Особенно часто они служат причиной конфликтного пове­дения в деловом общении, в котором нельзя по собственной воле выйти из взаимодействия или применить тактику избега­ния. Примером такого конфликта может стать ситуация, ког­да подчиненные полагают, что имеют право на выражение своих взглядов и мнений по тому или иному вопросу, а руко­водитель считает, что они должны беспрекословно выполнять его распоряжения.

Весьма важной причиной конфликта является разрыв (не­соответствие) между ожидаемым и реальным результатом. И чем больше наблюдается несоответствие между ними, тем сильнее будет возникать напряженность у индивида или соци­альной группы.

Причиной конфликта может быть не только неадекватная оценка индивида со стороны других людей, но и самооценка, являющаяся важным регулятором поведения личности. И за­вышенная, и заниженная самооценка связаны с неправиль­ным представлением о своих возможностях и месте в группе и способны вызывать постоянные трения, недоразумения и отрицательную реакцию других людей.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем смысл понятия «причина конфликта»?

2. Каково соотношение понятий «объективные» и «субъек­тивные причины конфликта»?

3. Каково влияние информации как причины конфликта?

4. Каким образом ценности могут быть причиной конфликта?

5. При каких условиях человеческие отношения становятся источником конфликта?

6. Как нормативная база общества может стать источни­ком конфликтного взаимодействия?

7. При каких условиях и обстоятельствах нововведения ста­новятся причиной конфликта?

8. Как потребности и интересы людей оказываются источ­ником конфликта?

9. Приведите примеры того, как манеры поведения людей становятся причиной конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: