Принципы социального обмена

В рыночных условиях общественные отношения носят обменный характер: взаимодействия между субъектами деятельности (акторами) в различных социальных структурах выступают как сложная система обменов, обусловленных способами уравнивания вознаграждений (права, прибыль) и затрат (обязанности, плата). Например, когда одна из взаимодействующих сторон в чем-либо нуждается, но не может предложить в обмен ничего эквивалентного, то возможны следующие альтернативы: а) принуждение другой стороны; б) поиск иного источника нужных благ; в) попытка получить их бесплатно; г) подчинение другой стороне.

Концепция социального обмена устраняет действия закона стоимости в социальной сфере и позволяет понять социальное поведение в рамках некоммерческого обмена, опирающегося на следующие принципы (постулаты) индивидуального и группового поведения.

Дж. Хоманс (индивидуальное поведение) П. Блау (поведение в группе)
   
1.Постулат успеха: Чем чаще одобряются человеческие действия, тем вероятнее их воспроизведение. 2. Постулат стимула: Если в прошлом тот или иной стимул (или совокупность стимулов) был связан с вознаграждением поступка, то чем больше похожи не него другие стимулы, тем вероятнее, что человек воспроизведет тот же или сходный поступок. 3. Постулат ценности: Чем более ценным представляется человеку результат его действий, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие. 4. Постулат депривации - пресыщения: Чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. 5. Постулат агрессии - одобрения: «А» -негативные эмоции: В случае, если действие не вызовет ожидаемого вознаграждения или, напротив, вызовет неожиданное наказание, то действующий субъект испытает чувство гнева: вероятность, что более ценным для него окажется агрессивное поведение. «Б» - положительные эмоции: Когда действие человека получает ожидаемое одобрение или, еще лучше – большее одобрение, чем он ожидал, или не приводит к ожидаемому наказанию, то он испытывает чувство удовольствия; более вероятно, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным. 6. Постулат рациональности: выбирая между альтернативными действиями, человек избирает то, которое одновременно обладает высокой ценностью и наиболее достижимо. Принцип 1. Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность. Принцип 2. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена благодаря возникшим и направляющим взаимным обязательствам. Принцип 3. Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязательства, тем меньшей властью располагают партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих нормы взаимности. Принцип 4. С приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается. Принцип 5. Чем больше установилось отношение обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будет нормы «справедливого обмена» Принцип 6. Чем меньше соблюдаются в отношениях обмена нормы справедливости, тем меньше власти имеют партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих эти нормы. Принцип 7. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения между социальными единицами, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена.

Приведенные принципы и постулаты составляют фундамент теории и практики позитивного типа социального обмена и позволяют понять социальное поведение в рамках механизмов действия вознаграждений (функциональные права) и платы (функциональные обязанности). В результате соображения добровольного рационального обмена между противоположно направленными интересами вполне уместны и применимы к сложным социальным структурам, опирающимся на институциализированные ценности. В данном аспекте искусство управления выступает как умение извлекать выгоды, образующиеся между полезностью (подкреплением, вознаграждением) и издержками (потерями, наказаниями). Тем самым справедливый социальный обмен открывает возможность моделировать ситуации, вызывающие желаемое поведение и желаемые реакции с учетом ожиданий, притязаний участников и возможностей их удовлетворения. Образующиеся при этом сети удовлетворяют на основе «обменных сделок» группы интересов, обусловливая источник и динамику использования власти и авторитета. К сожалению, эффективность анализа сетей социального обмена на институциональном и организационном уровнях еще не осознана в полном объеме для управления процессами все усложняющейся социальной жизни.

Обменные сделки. Процесс социального взаимодействия в общественных отношениях предстает как общие ожидания (экспектации) взаимности в добровольном обмене между людьми, социальными группами, их объединениями, различными ценностями - материальными, духовными, практическими. Данный процесс осуществляется на основе обменных сделок - это поведенческие акты в рамках «сетей» социального обмена. П. Блау сравнил их с «базаром», где люди «торгуются» между собой с целью извлечения наибольших выгод. В обменных сделках действуют разного рода механизмы (правовые, моральные, деловые и т.п.) и регуляции процесса обмена, позволяющие достигать баланс между обменами в конкретных ситуациях. Все большую роль в них играют социальные ценности, нормы и нормативные структуры. Они укрепляются благодаря конформизму участников: приспособиться — значит получить осознанное преимущество. Ценности и нормы являются связывающими механизмами в сложных социальных структурах, а ценностно-нормативный консенсус делает возможным социальный обмен и управляет процессами взаимодействия в общественных отношениях. При этом имеет место противоречие (компромисс) между получением краткосрочной выгоды и потенциальными потерями в долгосрочной перспективе.

Принципы регулирования обменных сделок:

1. Личностная целесообразность участия в процессе обмена: совокупное вознаграждение превышает затраты (издержки). При этом стоит вопрос рационального выбора (поиска) той меры, когда необходимые издержки дают, в конечном счете, достаточное (желаемое) вознаграждение.

2. Взаимная эффективность для партнеров: если интересы одной из сторон ущемляются, она будет стремиться пересмотреть условия обмена и по-новому их отрегулировать; это является основой для конфликтов и нестабильности.

3. Единство критериев (ценностей, норм) для участников обмена: взаимная согласованность меры платы и вознаграждения обеспечивает равновесие во взаимоотношениях.

4. Невозможность абсолютно равных обменов: то, что для одного дорого, для другого может быть дешево.

5. Инвариантный (постоянный) и деиндивидуализированный (исторически отобранный) характер обменов: типовые стандарты обменных сделок в данном обществе, которые необходимо учитывать (адаптироваться) при выборе рационального поведения.

6. Справедливость в обменных сделках: участники, обнаружившие свое участие в несправедливых отношениях, испытывают психологический дискомфорт. Чем сильнее воспринимается несправедливость, тем сильнее дискомфорт и стремление к интенсивным попыткам восстановить справедливость.

7. Групповое поведение в процессе обмена: группа увеличивает коллективные выгоды, ограничивая эгоистическую природу индивидов, и добивается соблюдения справедливости в межличностных отношениях.

Ложные обмены. Особо стоит проблема «ложных» обменов, связанная с обманом, самообманом, некомпетентностью, излишней доверчивостью и т.п. Обман является универсальным сопутствующим фактором повседневной и социальной жизни: он имеется везде, где осуществляется «встреча» интересов людей и социальных групп. Проблематика его многообразна и проявляется в амплитуде от злонамеренного обмана до добродетельного и самообмана.

Феномен обмана во взаимодействиях людей, социальных групп и организаций образует негативный тип социального обмена, связанный с передачей ложной, намеренно искаженной (полуправда) информации, из которой обманутые делают ошибочные выводы и построенные на них действия. При этом обманывающая сторона получает возможность извлекать несправедливую (нелегитимную) выгоду, что является безнравственным.

В процессе негативного типа обмена обман партнера по общению совершается с использованием технологий и методов искажения фактов, информации, действительности, манипулирования сознанием. Их использование связано с определенного рода «искусством» маскировки обмана, введения людей в заблуждение, использования индивидуальных личностных особенностей и др. Поэтому чем ценнее обменные сделки, тем больше нужно проявлять внимания, осторожности, умения распознавать намерения другой стороны, отказаться от легковерия в ролевом поведении. Необходимость противостоять обману, снижать его эффект обусловливает потребность знания форм социо-психологической защиты, помогающих отличать ложь от правды, искренность от притворства, лицемерие от чистосердечности, лесть от честности.

                     
 
 
 
Обещание высоких дивидендов «МММ»
 
Опоздавший ученик оправдывает свое опоздание отсутствием транспорта
 
Обман из вредности, зависти
 
Обман из благих побуждений: врач обманывает больного
 
Фантазии, мечты, самообман.
 
 
 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: