В рыночных условиях общественные отношения носят обменный характер: взаимодействия между субъектами деятельности (акторами) в различных социальных структурах выступают как сложная система обменов, обусловленных способами уравнивания вознаграждений (права, прибыль) и затрат (обязанности, плата). Например, когда одна из взаимодействующих сторон в чем-либо нуждается, но не может предложить в обмен ничего эквивалентного, то возможны следующие альтернативы: а) принуждение другой стороны; б) поиск иного источника нужных благ; в) попытка получить их бесплатно; г) подчинение другой стороне.
Концепция социального обмена устраняет действия закона стоимости в социальной сфере и позволяет понять социальное поведение в рамках некоммерческого обмена, опирающегося на следующие принципы (постулаты) индивидуального и группового поведения.
Дж. Хоманс (индивидуальное поведение) | П. Блау (поведение в группе) |
1.Постулат успеха: Чем чаще одобряются человеческие действия, тем вероятнее их воспроизведение. 2. Постулат стимула: Если в прошлом тот или иной стимул (или совокупность стимулов) был связан с вознаграждением поступка, то чем больше похожи не него другие стимулы, тем вероятнее, что человек воспроизведет тот же или сходный поступок. 3. Постулат ценности: Чем более ценным представляется человеку результат его действий, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие. 4. Постулат депривации - пресыщения: Чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. 5. Постулат агрессии - одобрения: «А» -негативные эмоции: В случае, если действие не вызовет ожидаемого вознаграждения или, напротив, вызовет неожиданное наказание, то действующий субъект испытает чувство гнева: вероятность, что более ценным для него окажется агрессивное поведение. «Б» - положительные эмоции: Когда действие человека получает ожидаемое одобрение или, еще лучше – большее одобрение, чем он ожидал, или не приводит к ожидаемому наказанию, то он испытывает чувство удовольствия; более вероятно, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным. 6. Постулат рациональности: выбирая между альтернативными действиями, человек избирает то, которое одновременно обладает высокой ценностью и наиболее достижимо. | Принцип 1. Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность. Принцип 2. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена благодаря возникшим и направляющим взаимным обязательствам. Принцип 3. Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязательства, тем меньшей властью располагают партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих нормы взаимности. Принцип 4. С приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается. Принцип 5. Чем больше установилось отношение обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будет нормы «справедливого обмена» Принцип 6. Чем меньше соблюдаются в отношениях обмена нормы справедливости, тем меньше власти имеют партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих эти нормы. Принцип 7. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения между социальными единицами, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена. |
Приведенные принципы и постулаты составляют фундамент теории и практики позитивного типа социального обмена и позволяют понять социальное поведение в рамках механизмов действия вознаграждений (функциональные права) и платы (функциональные обязанности). В результате соображения добровольного рационального обмена между противоположно направленными интересами вполне уместны и применимы к сложным социальным структурам, опирающимся на институциализированные ценности. В данном аспекте искусство управления выступает как умение извлекать выгоды, образующиеся между полезностью (подкреплением, вознаграждением) и издержками (потерями, наказаниями). Тем самым справедливый социальный обмен открывает возможность моделировать ситуации, вызывающие желаемое поведение и желаемые реакции с учетом ожиданий, притязаний участников и возможностей их удовлетворения. Образующиеся при этом сети удовлетворяют на основе «обменных сделок» группы интересов, обусловливая источник и динамику использования власти и авторитета. К сожалению, эффективность анализа сетей социального обмена на институциональном и организационном уровнях еще не осознана в полном объеме для управления процессами все усложняющейся социальной жизни.
Обменные сделки. Процесс социального взаимодействия в общественных отношениях предстает как общие ожидания (экспектации) взаимности в добровольном обмене между людьми, социальными группами, их объединениями, различными ценностями - материальными, духовными, практическими. Данный процесс осуществляется на основе обменных сделок - это поведенческие акты в рамках «сетей» социального обмена. П. Блау сравнил их с «базаром», где люди «торгуются» между собой с целью извлечения наибольших выгод. В обменных сделках действуют разного рода механизмы (правовые, моральные, деловые и т.п.) и регуляции процесса обмена, позволяющие достигать баланс между обменами в конкретных ситуациях. Все большую роль в них играют социальные ценности, нормы и нормативные структуры. Они укрепляются благодаря конформизму участников: приспособиться — значит получить осознанное преимущество. Ценности и нормы являются связывающими механизмами в сложных социальных структурах, а ценностно-нормативный консенсус делает возможным социальный обмен и управляет процессами взаимодействия в общественных отношениях. При этом имеет место противоречие (компромисс) между получением краткосрочной выгоды и потенциальными потерями в долгосрочной перспективе.
Принципы регулирования обменных сделок:
1. Личностная целесообразность участия в процессе обмена: совокупное вознаграждение превышает затраты (издержки). При этом стоит вопрос рационального выбора (поиска) той меры, когда необходимые издержки дают, в конечном счете, достаточное (желаемое) вознаграждение.
2. Взаимная эффективность для партнеров: если интересы одной из сторон ущемляются, она будет стремиться пересмотреть условия обмена и по-новому их отрегулировать; это является основой для конфликтов и нестабильности.
3. Единство критериев (ценностей, норм) для участников обмена: взаимная согласованность меры платы и вознаграждения обеспечивает равновесие во взаимоотношениях.
4. Невозможность абсолютно равных обменов: то, что для одного дорого, для другого может быть дешево.
5. Инвариантный (постоянный) и деиндивидуализированный (исторически отобранный) характер обменов: типовые стандарты обменных сделок в данном обществе, которые необходимо учитывать (адаптироваться) при выборе рационального поведения.
6. Справедливость в обменных сделках: участники, обнаружившие свое участие в несправедливых отношениях, испытывают психологический дискомфорт. Чем сильнее воспринимается несправедливость, тем сильнее дискомфорт и стремление к интенсивным попыткам восстановить справедливость.
7. Групповое поведение в процессе обмена: группа увеличивает коллективные выгоды, ограничивая эгоистическую природу индивидов, и добивается соблюдения справедливости в межличностных отношениях.
Ложные обмены. Особо стоит проблема «ложных» обменов, связанная с обманом, самообманом, некомпетентностью, излишней доверчивостью и т.п. Обман является универсальным сопутствующим фактором повседневной и социальной жизни: он имеется везде, где осуществляется «встреча» интересов людей и социальных групп. Проблематика его многообразна и проявляется в амплитуде от злонамеренного обмана до добродетельного и самообмана.
Феномен обмана во взаимодействиях людей, социальных групп и организаций образует негативный тип социального обмена, связанный с передачей ложной, намеренно искаженной (полуправда) информации, из которой обманутые делают ошибочные выводы и построенные на них действия. При этом обманывающая сторона получает возможность извлекать несправедливую (нелегитимную) выгоду, что является безнравственным.
В процессе негативного типа обмена обман партнера по общению совершается с использованием технологий и методов искажения фактов, информации, действительности, манипулирования сознанием. Их использование связано с определенного рода «искусством» маскировки обмана, введения людей в заблуждение, использования индивидуальных личностных особенностей и др. Поэтому чем ценнее обменные сделки, тем больше нужно проявлять внимания, осторожности, умения распознавать намерения другой стороны, отказаться от легковерия в ролевом поведении. Необходимость противостоять обману, снижать его эффект обусловливает потребность знания форм социо-психологической защиты, помогающих отличать ложь от правды, искренность от притворства, лицемерие от чистосердечности, лесть от честности.
|
|
|
|
| ||||||||||