На уровне государства

Основная функция государства - обеспечить жизнь и самосохранение общества, а главная задача ¬ управление им как целым. Оно осуществляет власть - формализованный институт подчинения людей, организаций существующим законам, принуждения их на легитимных (признанных обществом) основаниях определенному поведению, используя организационную систему - государственную машину.

Государство с социально-рыночной ориентацией призвано представлять гражданам и субъектам рыночных отношений демократические права, свободы и обязанности: заниматься предпринимательством, иметь достойный уровень жизни, социальную защиту и рост благосостояния, осуществлять на правовой основе регулирование исполнения конституционных обязанностей. Государственное регулирование («видимая рука» рынка) является необходимым и достаточным условием рыночной саморегуляции («невидимая рука» рынка): экономического (коммерческого) и социального (некоммерческого) обмена, обеспечивая между субъектами рыночных отношений позитивные корпоративные взаимодействия. При этом корпоративная культура не допускает монопольного положения государства, его структур и органов власти на рынке, когда другие субъекты теряют право выбирать. Вместе с тем государственные институты формируют инструментальные ценности и своими действиями контролируют и стимулируют соблюдение ими представленных рыночным обществом прав и свобод в соответствии с законодательными нормами и гражданскими обязанностями.

Корпоративная культура социального государства обеспечивает решение двуединой задачи.

Во-первых, установление диалога между властью и предпринимательством (бизнесом) осуществляется на правовой основе, что означает верховенство закона (права) во всех сферах государственной жизни, в том числе и по отношению к государственным органам: государство, издавшее законы, не имеет права их нарушать. Оно поддерживает бизнес экономическими регуляторами рынка: налоговой, денежно-кредитной, таможенной политикой, целевым финансированием, государственными закупками, поддержанием социального порядка, национальной безопасности и других «общественных благ» (оборона, охрана общественного порядка и т. п.).

При этом правовое государство играет двоякую роль. С одной стороны, оно является одним из крупнейших предпринимателей и работодателей и действует в качестве образца, поучающего и воспитывающего частный предпринимательский дух. Оно само ведет коммерческие дела, строит хозяйственную политику и силой убеждения, экономической демократии и привилегий (инвестиционная политика, кредиты и т.п.) побуждает частных лиц к выгоде. С другой стороны, государство влияет на ход социального партнерства путем издания законов и правительственных постановлений, регулирующих социально-трудовую сферу, но без прямого вмешательства в хозяйственно-коммерческо-административную деятельность предприятий и самостоятельных профессиональных союзов.

Государство, являясь важнейшим участником трипартистского социального партнерства, выполняет медиативные (посреднические) функции[29]:

- устанавливает «правила игры» в рыночной экономике (юридическое обеспечение, нормативная база и т.п.) и воздействует на нее с целью выполнения своей социальной политики;

- осуществляет контроль за соблюдением прав, свобод и обязанностей участниками партнерских отношений через соответствующие государственные, трипартистские инфраструктуры (законодательные, правовые, налоговые, соглашательские и т. п.);

- устраняет в рамках закона (права) любые границы, мешающие бизнесу, свободной конкуренции;

- участвует в регулировании социально-экономических отношений в качестве посредника на переговорных процессах всех уровней.

Проблема заключается в том, чтобы удерживать баланс государственного «невмешательства» и «протекционизма» в экономической сфере, не допуская избыточного вмешательства, «дикого капитализма» и коррумпированности[30].

Во-вторых, создание государством благоприятных условий предпринимательству коррелирует с осуществлением его социальной политики, направленной на ликвидацию чрезмерных разрывов в жизни верхних и средних слоев общества, социальное обеспечение бедных, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека труда. Данное положение отражает, прежде всего, концепцию социально ориентированной модели государства («государства общего благоденствия»).[31] Это означает, что оно должно осуществлять сильную социальную функцию (защиту) на рыночных принципах в интересах своих граждан: налогообложение, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, помощь безработным и т. п. Проблема заключается в том, какой характер должно носить государственное социальное обеспечение: а) перераспределение денег, получаемых в результате налогообложения, в пользу больниц, школ и т. а социальных институтов; б) увеличение пособий государственного страхования и поднятие налоговых отчислений; в) сокращение услуг социального обеспечения.

Существует два принципиальных подхода к решению вопроса разрыва между богатством и бедностью. Социал-демократическая концепция предполагает, что государство несет ответственность за материальное благополучие своих граждан: люди, живущие в одном обществе, для достижения согласия должны взаимодействовать на основе социальной ответственности друг перед другом за свое существование и благополучие. Поэтому государство должно выступать как «благотворительный институт» и предоставлять помощь и пособия, чтобы обеспечить жизненный уровень — установленный минимальный стандарт проживания, черпая средства из налогов и сборов, тем самым способствовать перераспределению дохода и установлению справедливого и равного общества.

Неоконсервативная концепция, появившаяся на рубеже 70-80-х годов XX в., утверждает, что государство не должно «вмешиваться» в жизнь граждан: облагать их налогами и предоставлять универсальное обеспечение всем. Оно должно поддерживать основанную на низких налогах экономику и стимулировать личную инициативу, предприимчивость в обеспечении собственных потребностей по усмотрению граждан. Таким образом, государство должно переложить ответственность на самого налогоплательщика, на его изобретательность и предприимчивость. Это позволит сократить «ненужные расходы» на государственное обеспечение, осуществляя его в избирательном порядке, только «наиболее нуждающимся».

Таким образом, социальное правовое государство как обязательный институт корпоративного трипартизма обслуживает и защищает интересы личности и общества, обеспечивая права и свободы капиталу и труду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: