Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Процесс усвоения идеологии




Социальная значимость процесса усвоения идеологии заключается в том, что он непосредственно связан с образованием духовного фактора в жизнедеятельности общества и функционировании общественных отношений. Именно духовная основа обусловливает социальную институциализацию — процесс формирования и функционирования социальных институтов, инновационных форм и типов социально-экономических организационных структур и связанных с ними норм и регуляторов отношений, обеспечивающих стабильность, устойчивость общества. В частности, духовная культура как мир идеалов, ценностей, стремлений создает хозяйственный дух («дух хозяйственной жизни») — духовный фон различным экономическим системам. После длительного материалистического (воинственно-атеистического) мировоззрения с великим трудом воспринимается установочная истина: ход идей создает ход вещей, то есть духовный мир способен определять ход социальных явлений, конструировать экономическое и социальное развитие общества. В этом смысле он является основным двигателем данного развития: экономика каждой эпохи есть лишь выражение духовной жизни в той же мере, как ее любой продукт. Соответственно, взлет или падение духа сопровождается ростом или стагнацией экономики. Таким образом, невидимые в своей сущности духовные факторы очень видимы в своих проявлениях, так как в действительности своей силой они управляют эволюцией социально-экономической среды.

Для нынешней модернизации российского общества как раз характерен разрыв духовного и социального, экономического факторов. Это самая трудная проблема в реализация курса его капитализации, что ставит также под угрозу процесс цивилизованного перехода от тоталитаризма к демократическому и гражданскому обществу. В результате гипертрофированного увлечения политико-экономической сферой, значительная часть россиян оказалась духовно-психологически не готовой и отстраненной от сути происходящих реформаторских перемен. При этом нередки наивные рассуждения по поводу данной проблемы, что рынок все уладит. Однако отрыв оперижающе-развивающихся материально-практических сторон жизни общества от нематериальных - духовных форм — не ликвидируется стихийно, автоматически. Но именно они имеют доминирующее значение в адаптации к изменяющейся, капитализирующейся социокультурной среде.

Процесс усвоения идеологии выступает необходимым условием ее осознания на пути превращения в побудительную силу социальных действий и поведения людей. Данный процесс протекает как своеобразная ответная деятельность жизненно-практического сознания на оказываемое на него идеологическое воздействие. Он включает движение мысли человека от первого соприкосновения с образом жизни, идеями, теориями, идеалами, партийными программами и др. до прочных мировоззренческо-идеологических ориентации, обусловливающих побудительные мотивы его социальной активности. В силу этого в процессе усвоения происходит поглощение и дальнейшая трансформация содержания идеологии — ее переработка в сознании объекта идеологического воздействия в соответствии с духовно-культурным потенциалом, жизненным опытом, конкретными потребностями социальной практики, принадлежностью субъекту социального действия.




В результате образуются различные типы миропонимания с разными вариациями и степенью рациональности от повседневно-практического, народного, до научно-теоретического. При этом наличие двух типов знания (научно-теоретического и вненаучного), двух видов воздействия на сознание (непосредственного и опосредованного) обусловливает выделение двух видов процесса усвоения: программного и внепрограммного, завершающихся различными формами контроля от обрядов инициации до современных экзаменов.

Процесс программного усвоения. Данный вид носит институциональный, планомерный, целенаправленный, преднамеренный характер усвоения идеологии и требует определенной подготовки в использовании специальных приемов овладения научно-теоретическими знаниями под руководством обучающих или с помощью самообразования как высшей степени участия человека в собственном развитии. При этом усвоение специализированного, профессионального знания в непосредственном виде, «из первоисточников», весьма затруднительно. Это обусловливает необходимость посредования через различные системы образования и воспитания, которые задают общую ориентацию формированию определенного сознания, мировоззрения, типа личности и т. д.



Данный механизм теоретического осмысления протекает на уровне разума, индивидуально-дифференцированного мышления, обрабатывающего воспринимаемую идеологическую информацию с использованием методов и принципов абстрактно-логического познания. Здесь осуществляется следующий познавательный цикл: идеологические знания переходят в понимание, а понимание — в убеждение, в результате чего знания становятся способными регулировать жизнедеятельность человека. Но реализуется данный цикл по-разному.

Так, идеологический диктат, нетерпимость к инакомыслию, односторонняя передача упрощенной (вульгаризированной) идеологической информации «от субъекта к объекту» ведет к потере вкуса к теоретическому осмыслению информации. При этом объект идеологического воздействия играет пассивную роль, задачи которого сводятся к тому, чтобы выслушивать все, что «скажут», а затем «единомысля» действовать в соответствии с полученными установками. Происходит подмена активного участия людей в идеологической жизни иллюзорными ритуалами, надуманными кампаниями, популистскими акциями и т. п. Все это сдерживает глубину проникновения массового сознания в содержание научно-теоретического уровня идеологии, сводя на нет действенность идеологического образования и воспитания.

Внепрограммный процесс усвоения. Данный вид носит неинституциональный (неформальный), без использования специальных приемов, спонтанный характер овладения идеологическими знаниями и ценностями, в том числе и материализованными в образе, социально-культурных ценностях, знаково-символических системах и др.

Внепрограммный процесс усвоения идеологии протекает на уровне рассудка как формы мышления с большим удельным весом обыденного сознания, здравого смысла, человеческой субъективности, житейского опыта. Несистематизированное усвоение идеологических основ образа жизни, отрывочных идеологических положений в практическом мировоззрении может иметь разную социально-политическую направленность: позитивную или негативную, конструктивную или деструктивную и т. п. Недостатки понимания научно-теоретического уровня идеологии способны привести к слепой вере.

Идеологическая практика свидетельствует, что относительно легко усваиваются, превращаются в убеждения только те идеологические знания и ценности, которые тождественны собственному опыту масс. И наоборот, трудно заставить людей усвоить те идеологические положения, которые не соответствуют их собственным оценкам. Однако необходимо отметить, что ценностные ориентации могут в определенных условиях складываться как бы вопреки научному знанию. Например, на фоне успехов современной науки прослеживается определенная реанимация оккультизма и мистицизма, вызываемая негативными последствиями НТР, экологическими проблемами, усилением технократизма в общественной жизни. Личность сегодня далеко не всегда стремится жить по науке. Многие с опаской относятся к ее умозрительным рекомендациям и стремятся устроить свою жизнь по иным меркам. Однако все это не означает, будто ценностные ориентации противоположны истине и находятся в состоянии абсолютной конфронтации с ней. Задача состоит в том, чтобы добиться рационального сочетания идеологического и повседневно-практического миропонимания, тенденции к научно-теоретическому пониманию при сохранении ценности обыденного здравого смысла.

Сложности процесса усвоения идеологии заключаются в том, что его разные виды протекают в сознании одного и того же индивида. Стратификационная дифференциация, различия умственного кругозора людей, их жизненного опыта, плюрализм идеологической обстановки обусловливают различные типы идеологического миропонимания, умонастроений с противоречивым взаимоотношением рациональности и эмоциональности, оптимистичности и пессимистичности, критичности и нигилистичности, индивидуалистичности и коллективистичности, реформаторства и традиционализма, активности и пассивности. Поэтому процесс усвоения идеологии протекает противоречиво, так как происходящая в нем корректировка, ломка самосознания, разрушение стереотипов вызывают подчас тревожные, некомфортные, раздражительные и неустойчивые состояния умонастроений людей. Подобно «герою на распутье», они выбирают себе дорогу в условиях плюралистической политической и экономической демократии, гласности и свободы деятельности СМИ. Важным моментом здесь является уверенность в правоте идеалов, программ действий и стремление, готовность следовать им. Это составляет самую глубокую сущность процессов распространения и усвоения идеологии -создание идеологического потенциала деятельности и поведения людей, социальных общностей, групп и организаций. В частности, без него трудно рассчитывать на сознательное осмысление и активное решение возникающих в российском обществе задач модернизации общественной жизнедеятельности, формирования гражданского общества и развития социального партнерства в общественных отношениях.

Однако между идеологическим потенциалом и его реализацией в общественной жизни имеет место противоречие: можно знать, быть убежденным, но предоставлять активно действовать другим. Разрешается данное противоречие через идейность, когда происходящие изменения и преобразования в сознании и, соответственно, его носителях заканчиваются адекватной реакцией, реагирующей деятельностью: люди переделывают себя, свое бытие, социальный и природный мир в соответствии с усвоенной и принятой идеологией. Таким образом, в процессе усвоения идеологии происходят восприятие, переработка, понимание и формирование убеждений, что создает возможность ее реализации в социальной практике. Усвоенная людьми идеология становится духовным композитом, способным быть вплетенным в их социальную деятельность, отношения и поведение.





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 338; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8215 - | 7180 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Кризисные процессы 1970-х гг
  2. I. Торможение процесса модернизации в Японии
  3. II. Внутриполитические процессы в 1979—1981 гг
  4. II. «Краткое изображение процессов и судебных тяжеб» (1715 г.) – общая характеристика правового документа. Место и значение документа в развитии российского государства и права
  5. III. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг
  6. III. Механизмы регуляции количества ферментов. Количество фермента в клетке зависит от скорости его синтеза и распада, процессов необходимых для обновления фермента. Синтез и распад ферментов регулируется
  7. III. Политические процессы в КНР в 1963—1965 гг
  8. III. Экономические процессы в конце XX в
  9. IV. Образовательный процесс
  10. IV. Определение участников процесса СП
  11. June, 2010. Аналогичная ситуация наблюдается в атмосферных процессах, в частности, в увеличении числа торнадо, ураганов, тропических штормов, наводнений и т.д. Глобальные
  12. А. государственное вмешательство нарушает нормальное развитие экономических процессов


 

54.221.145.174 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.