Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Проблема идеологической культуры




Процесс реализации идеологии

Выделение данного элемента в структуре идеологического процесса является логическим завершением цикла его функционирования: в нем идеология через трансформации переходит из мира мысли, умственных конструкций в мир дела, отношений, повседневности. Процесс реализации идеологии заключает в себе механизм канализации социально-политической энергии социальных общностей, групп и организаций. Теперь духовные образования - идеи, идеалы, ценности руководят их жизнедеятельностью, отношениями и однородным поведенческим реагированием на социальные ситуации. При этом необходимо отметить, что идеологический процесс завершается в рядовом агенте. Если интересы отдельного человека непосредственно не формируют идеологию, то через его идеологические установки, ценностные ориентации она приобретает личностный смысл и реализуется в действиях и поведении именно отдельного человека.

В конечном счете, через социальную практику идеологические конструкции принимают участие в общественном развитии, приобретая качество активной идеальной движущей силы человеческого ресурса, человеческого фактора в динамичном развитии общества, историческом процессе. Идейнопсихологические образования (идеи, идеалы, ценности, программы, общественное мнение, нормы, традиции и т.п.), заключающие в себе «идеологемы», выступают как разновидность социальных регуляторов (принципов, правил), выполняя консультирующую, контролирующую, предписывающую функции (должного и организационного) субъектам (акторам) социального действия. Тем самым конструктивная идеология, распространяемая адекватными средствами, придает позитивный смысл человеческой консолидации, общественной жизнедеятельности и одухотворяет соответствующие им общественные отношения. Данный результат является реализованной целью управления всей совокупностью последних, фактором обеспечения целостности общества, демократического порядка в нем и социального мира. Наоборот, деструктивная идеология, идеократия ведет к ценностно-смысловой деградации и краху жизни общества, деформации общественных отношений и коллапсу.

Ситуации деидеологизации и реидеологизации, функционирования идеологического процесса актуализируют проблематику идеологической культуры. Последнюю образуют столь разные социальные феномены - культура и идеология, имеющие различные генетические корни. Культура выражает и закрепляет социальные качества созидательной деятельности человека как творящего существа. Идеология же выражает и защищает интересы различных социальных сущностей и групп, а также выступает средством целенаправленного воздействия на направленность общественного развития и проявление общественных отношений. В результате данного воздействия неидеологические по своей природе социальные явления, в том числе и культура, включают в свое содержание идеологический компонент и несут в себе идеологический потенциал (например, образ жизни). На этой основе при определенных условиях между идеологией и культурой могут возникнуть конфронтационные отношения. Однако это не отменяет механизма их взаимодействия.




Воздействие идеологии на культуру в условиях функционирования самодовлеющей схемы «от идеологии к человеку» открывает путь гипертрофированной идеологизации духовно-культурной жизни общества. Поэтому когда культура искусственно идеологизируется, то она утрачивает свою суть и трансформируется в идеологию. Такая ситуация типична для тоталитарных, недемократических режимов и катастрофична для культурного состояния общества. При утрате меры данная идеологическая индокринация приобретает характер жесткого контроля селекции некомпетентного вмешательства в культурный процесс, внося в него разрушительные последствия (например, фашизм, советский социализм): уничтоженные исторические памятники культуры, репрессии, поношения, преследования, высылки за пределы страны деятелей искусства и литературы и т. п.

Вместе с тем и культура обладает возможностями влиять на идеологические явления, определяя их качественную характеристику. К сожалению, данная сторона воздействия культуры на идеологию предается забвению и не разрабатывается. Идеология же может быть хороша или плоха, но вне культуры - всегда плоха, что предопределяет различные коллизии, деформации, антикультурные явления в идеологической сфере. Культура характеризует уровень развития последней, дает представление о качестве идеологического освоения мира, воздействия на сферы социальной жизни. Потому реализация культурологического подхода к идеологии способствует изменению качества идеологического обновления в становящемся открытом российском обществе: ведет к снятию идеологических запретов в освоении гигантского наследия общественной мысли, возрастанию «человеческого измерения», общечеловеческих идеалов в идеологических ценностях, создает новую ситуацию сознательной опоры на культуру в разработке реформаторских идей включения страны в общий процесс цивилизации планетарной идеологии.



Таким образом, действительное взаимодействие, взаимовлияние идеологии и культуры — это двунаправленный процесс, что обусловливает жизненность явлений культурно-идеологического порядка. При этом идеология придает культурным явлениям позитивный или негативный момент в зависимости от ее содержания (например, фундаментализм или традиционализм в религии), социально-политической направленности (например, тоталитаризм или либеральная демократия), меры реализации (например, «левый» или «правый» радикализм). В свою очередь, культурация гуманизирует идеологические явления, придает им культурную значимость и ценность. Поэтому признание культурологического подхода к идеологической сфере как раз продвигает научно-теоретическую мысль в глубь сущности идеологической практики. Этот подход способствует различению в процессе дифференциации духовной культуры такого ее вида, в котором «идеологическое ядро» является ведущим. На этой концептуальной основе открывается возможность обосновывать социальный и гносеологический статус такого феномена, который предлагается назвать «идеологической культурой», включающей в себя все многообразие культурно-идеологического освоения действительности.





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 511; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10110 - | 7188 - или читать все...

Читайте также:

  1. III. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
  2. III. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНВАЛИДНОСТИ
  3. III. ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО
  4. V. Поэтика и проблематика. Художественные детали
  5. XVII в.: Основные тенденции в развитие культуры. Общественная мысль. Образование
  6. А. Видные деятели отечественной культуры
  7. АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ. СССР стал крупным экспортером хлопка, причем это был самый северный в мире район выращивания этой ценной культуры
  8. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ных данной территории и на этой основе развитию культуры и производи­тельных сил района
  9. Аккультурация как освоение чужой культуры
  10. Алфавитный указатель. Теория государства и права как учебная дисциплина имеет большое значение для подготовки юристов, так как она закладывает фундамент общей юридической культуры,
  11. АНТИЧНОСТЬ. МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА,памятники зодче­ства, художественной культуры, быта, возникшие во время расцвета городов-государств микенского периода на территории
  12. Античный полис как феномен культуры


 

54.86.132.30 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.