double arrow
Проблема идеологической культуры

Процесс реализации идеологии

Выделение данного элемента в структуре идеологического процесса является логическим завершением цикла его функционирования: в нем идеология через трансформации переходит из мира мысли, умственных конструкций в мир дела, отношений, повседневности. Процесс реализации идеологии заключает в себе механизм канализации социально-политической энергии социальных общностей, групп и организаций. Теперь духовные образования - идеи, идеалы, ценности руководят их жизнедеятельностью, отношениями и однородным поведенческим реагированием на социальные ситуации. При этом необходимо отметить, что идеологический процесс завершается в рядовом агенте. Если интересы отдельного человека непосредственно не формируют идеологию, то через его идеологические установки, ценностные ориентации она приобретает личностный смысл и реализуется в действиях и поведении именно отдельного человека.

В конечном счете, через социальную практику идеологические конструкции принимают участие в общественном развитии, приобретая качество активной идеальной движущей силы человеческого ресурса, человеческого фактора в динамичном развитии общества, историческом процессе. Идейнопсихологические образования (идеи, идеалы, ценности, программы, общественное мнение, нормы, традиции и т.п.), заключающие в себе «идеологемы», выступают как разновидность социальных регуляторов (принципов, правил), выполняя консультирующую, контролирующую, предписывающую функции (должного и организационного) субъектам (акторам) социального действия. Тем самым конструктивная идеология, распространяемая адекватными средствами, придает позитивный смысл человеческой консолидации, общественной жизнедеятельности и одухотворяет соответствующие им общественные отношения. Данный результат является реализованной целью управления всей совокупностью последних, фактором обеспечения целостности общества, демократического порядка в нем и социального мира. Наоборот, деструктивная идеология, идеократия ведет к ценностно-смысловой деградации и краху жизни общества, деформации общественных отношений и коллапсу.




Ситуации деидеологизации и реидеологизации, функционирования идеологического процесса актуализируют проблематику идеологической культуры. Последнюю образуют столь разные социальные феномены - культура и идеология, имеющие различные генетические корни. Культура выражает и закрепляет социальные качества созидательной деятельности человека как творящего существа. Идеология же выражает и защищает интересы различных социальных сущностей и групп, а также выступает средством целенаправленного воздействия на направленность общественного развития и проявление общественных отношений. В результате данного воздействия неидеологические по своей природе социальные явления, в том числе и культура, включают в свое содержание идеологический компонент и несут в себе идеологический потенциал (например, образ жизни). На этой основе при определенных условиях между идеологией и культурой могут возникнуть конфронтационные отношения. Однако это не отменяет механизма их взаимодействия.



Воздействие идеологии на культуру в условиях функционирования самодовлеющей схемы «от идеологии к человеку» открывает путь гипертрофированной идеологизации духовно-культурной жизни общества. Поэтому когда культура искусственно идеологизируется, то она утрачивает свою суть и трансформируется в идеологию. Такая ситуация типична для тоталитарных, недемократических режимов и катастрофична для культурного состояния общества. При утрате меры данная идеологическая индокринация приобретает характер жесткого контроля селекции некомпетентного вмешательства в культурный процесс, внося в него разрушительные последствия (например, фашизм, советский социализм): уничтоженные исторические памятники культуры, репрессии, поношения, преследования, высылки за пределы страны деятелей искусства и литературы и т. п.

Вместе с тем и культура обладает возможностями влиять на идеологические явления, определяя их качественную характеристику. К сожалению, данная сторона воздействия культуры на идеологию предается забвению и не разрабатывается. Идеология же может быть хороша или плоха, но вне культуры - всегда плоха, что предопределяет различные коллизии, деформации, антикультурные явления в идеологической сфере. Культура характеризует уровень развития последней, дает представление о качестве идеологического освоения мира, воздействия на сферы социальной жизни. Потому реализация культурологического подхода к идеологии способствует изменению качества идеологического обновления в становящемся открытом российском обществе: ведет к снятию идеологических запретов в освоении гигантского наследия общественной мысли, возрастанию «человеческого измерения», общечеловеческих идеалов в идеологических ценностях, создает новую ситуацию сознательной опоры на культуру в разработке реформаторских идей включения страны в общий процесс цивилизации планетарной идеологии.

Таким образом, действительное взаимодействие, взаимовлияние идеологии и культуры — это двунаправленный процесс, что обусловливает жизненность явлений культурно-идеологического порядка. При этом идеология придает культурным явлениям позитивный или негативный момент в зависимости от ее содержания (например, фундаментализм или традиционализм в религии), социально-политической направленности (например, тоталитаризм или либеральная демократия), меры реализации (например, «левый» или «правый» радикализм). В свою очередь, культурация гуманизирует идеологические явления, придает им культурную значимость и ценность. Поэтому признание культурологического подхода к идеологической сфере как раз продвигает научно-теоретическую мысль в глубь сущности идеологической практики. Этот подход способствует различению в процессе дифференциации духовной культуры такого ее вида, в котором «идеологическое ядро» является ведущим. На этой концептуальной основе открывается возможность обосновывать социальный и гносеологический статус такого феномена, который предлагается назвать «идеологической культурой», включающей в себя все многообразие культурно-идеологического освоения действительности.






Сейчас читают про: