Вопрос 1. Онтология социокультурного мира

Онтология социального. Характеристика социокультурного мира.

Модели социальной реальности по К. Пигрову.

Это авторская концепция.

Модели:

1. Натуралистическая модель социальной реальности. Суть этой модели сводится к тому, что общество рассматривается как природная реальность (часть природы). Пигров вспоминает здесь философию просвещения. Главным сторонником такой модели Пигров называет Монтескье. Общество здесь не рассматривается как самостоятельное нечто. Это производная реальность. Однако эту модель нельзя вычеркивать, у неё есть свои перспективы (Ю. Хабермас «Будущее человеческой природы).

2. Реалистическая модель. Здесь Пигров вспоминает противостояние реалистов и номеналистов. Истинное бытие – идеальная духовная реальность (реализм). Понятие вещи – лишь название. Понятие производное. Вещи существует до понятия (номеналисты). Общество в этой модели – идеальная духовная реальность. Это религиозная модель. А. Августин «О граде Божьем». С. Л. Франк «Духовные основы общества». Франк считал что общество – нравственная модель. Церковь – это подлинное сообщество людей (Проявление изначального «Мы»)

Принято, что бытие природы – простое, наличное бытие. Это значит, что мир природы всегда существует для человека, он всегда есть. В то время как социокультурный мир являет собой не-наличное бытие. Это реальность, которая не существует сама по себе, объективна по отношению человеку.

По сути, социокультурный мир придумывается человеком. Нет оснований для его существования, однако человеку нужно это то, чего нет. И он создает культуру, создает общество. Социокультурная реальность – значимое бытие для человека.

Социокультурный мир - мир знаков, значений и смыслов.

Самое главное противопоставление социокультурного мира – разделение на значимое и не значимое (дифференциация). Она универсальна и характерна для всех людей. Дифференциация на сакральное (от лат. Sacer – то, что посвящено богам) и профанное.

Пространство сакрального – пространство божественного. Обладало особыми характеристиками. Это было упорядоченное пространство, упорядоченное условиями, которые не менялись. Это было пространство вечности, пространство форм и т.д. Этот мир мог рассматриваться и как некая модель идеального мира.

Пространство профанного (от лат. Profanus – непосвященный).

С появлением новых ценностей, частной жизни, пространство приватного становиться особой жизненной ценностью для человека. (Эпоха модерна). Оно же становится основным и в современной культуре (российский рынок недвижимости – доказательство).

Также в социокультурном пространстве выделяют несколько типов пространств. Пространства тем, вещей и значений.

Пространство вещей. Здесь также действует принцип дифференциации (значимое – не значимое). Начинается непосредственно с дома человека. Значимое пространство – пространство исторического центра. Важной задачей является сохранение исторического облика и т.п.

Доминирующая культура в мире – американская. Все тенденции приходят оттуда. Все остальные пространства являются периферийными.

Также как особый вид социокультурного пространства выделяют пространство телесности. Как мы располагаемся друг другу определяется принципом значимого и не значимого. С течением времени представления о телесности менялись. От доисторических разделений на мужское и женское начало через образы Рубенса к современной андрогинности и глянцу. Современные представления идут безусловно из мира моды.

Что касается дистанции, которую мы держим друг с другом зависит от общества в котором мы существуем. Она различна.

Также отдельно выделяют социокультурное пространство значений. Это самое сложное пространство. Чтобы понимать, что значимо а не значимо необходимо понимать что представляет из себя каждая культура. Как меняется система ценностей. Более всего это пространство зримо на предмете искусства. Классический пример: в современном искусстве значимой считается картина Малевича «Чёрный квадрат».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: